ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ - Страница 2

В 1913 г. Ф. Но выпустил на сирийском языке «Климентово восьмикнижие», состоящее из «Завета Господа нашего Иисуса Христа», «Канонов святых апостолов», «Египетского церковного чина» («Апостольского предания»), варианта восьмой книги «Апостольских постановлений», «Апостольских правил». В 2006 г. А. Баузи объявил об открытии ранее неизвестного эфиопского канонического сборника, сохранившегося в рукописи XIII в. (исследователь обозначил его как «Аксумитская коллекция»). Существенную часть этого сборника также составляют литургико-канонические памятники: «Каноны святых апостолов», так называемый «Египетский церковный чин» («Апостольское предание»), вариант восьмой книги «Апостольских постановлений» и краткие фрагменты «Дидахе» и «Дидаскалии апостолов». В 2011 г. А. Баузи издал текст «Египетского церковного чина» («Апостольского предания») из «Аксумитской коллекции». Тексты литургико-канонических памятников исследователи считают ключевыми источниками для исследований в области раннехристианского богослужения и всего церковного устройства. Активное изучение литургико-канонических памятников хронологически совпадает с их открытием и продолжается по сей день. При изучении литургико-канонических памятников в целом (а не по отдельности) наибольший интерес для исследователей представляет вопрос взаимоотношения весьма близких по содержанию литургико-канонических памятников: восьмой книги «Апостольских постановлений» (в разных её редакциях), Епитомы восьмой книги «Апостольских постановлений», «Канонов Ипполита», «Египетского церковного чина» («Апостольского предания») и «Завета Господа нашего Иисуса Христа». В 1891 г. Эрнст Христиан Ахелис в работе, посвящённой «Канонам Ипполита», пришёл к выводу, что авторство этого литургико-канонического памятника подлинное, т.е. текст восходит к III в. и является самым древним из перечисленных литургико-канонических памятников, следовательно, генеалогию похожих текстов нужно вести от него через «Египетский церковный чин» и Эпитому к восьмой книге «Апостольских постановлений». Мнение Э.Х. Ахелиса приняли такие исследователи, как Луи Дюшен и Пьер Батиффоль. В том же 1891 г. Франк Ксавер фон Функ предложил обратную последовательность; он остался верен своей точке зрения и в работе по изданию «Апостольских постановлений» с параллелями из «Дидахе», «Дидаскалии апостолов» и Эпитомы (взгляды Ф.К. фон Функа разделяли немецкие исследователи Адольф Гарнак и Бертрам Отто Барденхевер). На основные конкурирующие гипотезы не повлияла публикация в 1899 г. «Завета Господа нашего Иисуса Христа»; этот текст был признан производным от «Египетского церковного чина», несмотря на попытки его издателя, патриарха Игнатия Ефрема II Рахмани, доказать, что именно от этого текста начинается генеалогия прочих литургико-канонических памятников. Джон Вордсворт выдвинул идею о существовании некоего утраченного общего прототипа, причём наиболее близкими к нему, по мнению исследователя, были «Каноны Ипполита». Эту точку зрения развил А. Маклин, он сопоставил все доступные версии литургико-канонических памятников похожего содержания и пришёл к выводу, что они соотносятся друг с другом «как двоюродные братья», т.е. не зависят непосредственно один от другого, но восходят к общему первоисточнику.

 



 
PR-CY.ru