КОНОН - Страница 5

Идентификация Конона исследователям не всегда представляется возможной, т.к. под 5 марта почитается также соименник святого – мученик Конон Градарь, а на 6 марта приходится память преподобномученика Конона Иконийского. Греческий иконописный подлинник – «Ерминия» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – не различает святых с этим именем, сообщая под 5 марта, что Конона изображают старцем. В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) есть отдельное описание облика Конона, согласно которому он «подобием стар, мало сед, брада поменьше Иоанна Богослова, власы кратки, мало трехавы, в двух ризах; нецыи пишут, беса мучит». В более позднем пособии для иконописцев, составленном Виктором Доримедонтовичем Фартусовым, Конон также описывается «глубоким старцем греческого типа, исчерна седым, с небольшою бородой, волосы немного ниже ушей и кудреваты», облачённым «в небогатую тунику и плащ»; там же указывается, что святому можно «писать хартию» с тремя вариантами изречений, в которых подчёркивается исповеднический характер его подвига («Тужаше и скорбяше зело, тако не даша ему до конца пострадати, желаше бо умрети в муках за Христа своего») и добродетель девства («Нача поучати девицу хранению девства и жития чистоаго, с верою во Христа Истиннаго Бга, сказуя, тако Той светъ есть немерцающъй, деяния же плотская и еллинская нечестивая вера, тьма суть»). Самый ранний памятник с изображением Конона отражает упомянутую в русском иконописном подлиннике иконографию эпизода Жития святого – заключение им в глиняные сосуды бесов. Этот сюжет запечатлён на обнаруженной в Абу-Мина (Египет) евлогии с греческой надписью: «Святой абба Конон». Конон изображён в рост в молитвенной позе, рядом с ним – сосуд с «запечатанными в нём» нечистыми духами. Наиболее убедительной представляется атрибуция образа святого в настенном минологии церкви Христа Пантократора в монастыре Дечаны (около 1350 г.). На левом откосе окна на южной стене южного нефа под 5 марта помещено поясное изображение Конона. По мнению исследователей, идентификация Конона возможна благодаря помещённому рядом (под 6 марта) образу мученика Конона Градаря в мучении: ему забивают гвозди в стопы, о чём исследователям известно из его Жития. Молитвенная поза коленопреклонённого святого Конона в настенном минологии церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Трескавец (1334–1343 гг.; под 5 марта) исследователи готовы также рассматривать как указание на исповеднический подвиг Конона (возможен также вариант изображения стоящего на коленях мученика Конона Градаря, в ступни которого были вбиты гвозди (другие предположительные изображения Конона см. также в ст. Конон Градарь). Исповеднический аспект иконографии Конона подчёркнут на минейной иконе «Избранные святые, святцы на март» (XVI в., Государственный Эрмитаж, север России; мученик представлен с крестом в правой руке, левая покрыта; в длинном красном одеянии со светлой каймой по подолу и в светлом плаще, застёгнутом у ворота), а также в настенной росписи Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии (2004 г., художник Анатолий Валерьевич Алёшин; оплечно в медальоне, окружённом растительными побегами, как средовек с недлинными бородой и волосами, с крестом в правой руке, в лиловом хитоне с оторочкой у ворота, в красно-коричневом гиматии). На иконе конца XVIII в. «Святые бессребреники и чудотворцы Спиридон, Алексий Человек Божий, Косма и Дамиан, Мина, Конон Исаврийский, Кир и Иоанн, неизвестный преподобный, Пелагия, Татиана, неизвестный святой» (32×27 см; Россия, частное собрание) Конон (с подписью) показан в обращённым повороте на три четверти в молении к образу «Покров Пресвятой Богородицы», размещённому в верхней части средника. У Конона длинные седые волосы, средней длины борода, одет в красно-коричневый хитон и охристый плащ.



 
PR-CY.ru