КОНОН

КОНОН (I в.) – исповедник Исаврийский (память 5 марта; память в Византийской церкви 6, 8 марта, 4 ноября). Основным источником сведений о жизни Конона является пространное Мученичество и чудеса святого Конона Исаврийского из Минология (Минеи Четьи), изданного в 1934 г. Р. Траутманом и Р. Клостерманом по рукописи X в. Текст также содержится в трёх других списках X, XVI и XVII вв. Славянский перевод данной редакции, выполненный в Болгарии в X в., вошёл в Супрасльский сборник XI в., в Волоколамскую Минею последней четверти XV в. (Российская государственная библиотека) и в Великие Минеи Четьи. Более краткое Житие и мученичество Конона Исаврийского содержится в «Императорском Минологии» («Царская Минея») 1034–1041 гг., опубликованном Василием Васильевичем Латышевым. В 1985 г. Франсуа Жозеф Мари Алькен издал по рукописи XIV в. ещё одну дометафрастовскую пространную редакцию Жития Конона с французским переводом. В рукописи XVI в. сохранился перевод на латинский язык греческого сказания о Кононе, выполненный, как полагают исследователи, кардиналом Гульельмо Сирлети. Сохранилось три редакции Жития Конона на грузинском языке: под 5 марта – кименная (оригинальная), X в. (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе), XI в. (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе), XI в. (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе), XVIII–XIX вв., 1818 г.; также в агиографическом сборнике XVIII в. в Цагерском краеведческом музее (Грузия)) и метафрастическая (расширенная) (XVI в.); под 6 марта – синаксарное сказание, составленное в XI в. Георгием Святогорцем и включённое им в сборник Великий Синаксарь (Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе, все XI в.). Конон жил в апостольские времена и был родом из селения Бедана близ Исаврополя (впоследствии Леонтополь, ныне Бозкыр (Турция)). Незадолго до свадьбы ему явился архангел Михаил в образе мужа в светлых одеждах, он наставил юношу в истинной вере, крестил и приобщил Святых Таин. После бракосочетания Конон убедил свою жену не вступать в супружеские отношения и стать христианкой. Отец Конона Нестор также уверовал во Христа и впоследствии претерпел мученическую кончину, обстоятельства которой исследователям неизвестны. В его честь был построен храм в селении Диабана (в «Императорском Минологии» селение названо Месобедана). После смерти родителей и супруги Конон жил один, подвизаясь в добродетелях. В сказании подчёркивается, что именно благодаря Конону христианство распространилось в Исаврии.

 



 
PR-CY.ru