КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 181

Нотирование коптского пения, по замечанию Эрнеста Ньюландсмита, – сложная задача из-за его особой музыкальной природы, своеобразных звукорядов, ритмов и музыкальных форм. Хотя есть данные о существовании в Египте в III–IX вв. музыкальной нотации, в которой использовались точки и элементарные экфонетическиее знаки (см. в ст. Византийская нотация), тем не менее, копты сохраняли своё пение, главным образом, в устной традиции. Только в XIX в. учёные начали записывать музыку коптских песнопений с помощью современной западноевропейской нотации. Считается, что первым предпринял попытку такой записи французский исследователь Гийом Андре Виллото, участник египетского похода Наполеона I Бонапарта, посвятивший пять страниц своего труда, опубликованного в издании «Описание Египта» (1809 г.), песнопению «Аллилуия» из коптской литургии. В конце XIX в. записи коптских песнопений были сделаны Ж. Бленом и Л. Баде. Исследование Ж. Блена считается не вполне достоверным из-за неточностей, работа Л. Баде – более тщательной в отношении общей музыкальной формы и мелодического контура песнопений. В начале XX в. лейтенант египетской армии Камиль Ибрахим Губрияль опубликовал записи некоторых гимнов и респонсориев. В отличие от предшественников, Камиль Ибрахим Губрияль хорошо знал музыкальную традицию Коптской церкви. Он адресовал свои транскрипции коптской молодёжи и, чтобы сделать их более доступными, выполнил обработки для фортепиано (без гармонизации, параллельными октавами) с добавлением ритмического аккомпанемента. Работа Камиля Ибрахима Губрияля получила широкое признание, однако в его записях вследствие адаптации коптских мелодий к западному музыкальному строю не передавалась микроинтервалика, и были допущены некоторые звуковысотные и ритмические изменения. Одна из наиболее смелых попыток в этой области была сделана Эрнестом Ньюландсмитом, приехавшим в Египет для нотирования музыки коптского богослужения по приглашению исследователя Рагеба Мофтаха. В 1926–1936 гг. в результате прослушивания некоторых из лучших коптских церковных певцов Эрнест Ньюландсмит составил 16 томов музыкальных записей, включающих все песнопения «Литургии святого Василия Великого» и другие наиболее значительные гимны и респонсории. Поскольку учёный обнаружил, что обильные украшения были личными добавлениями отдельных певцов, он решил опустить большую их часть. Вследствие этого его записи представляют собой упрощённые контуры мелодий, адаптированных для особенностей западной нотации. Большая часть его трудов сохранилась и применяется для сравнительного изучения. Исследователи, не имевшие возможности пользоваться звукозаписывающими устройствами, не могли сопоставить звучащую музыку с результатами своего нотирования, поэтому многие сложные ритмы и импровизации не были точно записаны и изучены до 1950 г. Музыковеды, пользовавшиеся диктофоном, сделали более детализированные и точные расшифровки. Среди этих учёных были Ханс Роберт Герман Хикманн и Рене Менар, работавшие независимо друг от друга над расшифровкой кратких гимнов.

 



 
PR-CY.ru