КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 182

С помощью замедленного воспроизведения аудиозаписей Рене Менару удалось нотировать украшения более точно, чем это было возможно раньше. При этом он заметил, что западная система нотации не может корректно отобразить тонкие различия в формах ритма и средствах выразительности, заложенные в коптской музыке, поэтому он предложил использовать традиционные символы, подобные григорианским невмам. Под руководством Ханса Роберта Германа Хикманна учёные из лаборатории этномузыкологии Гамбургского университета, применив более совершенную звуковую аппаратуру для записи колебаний звуковых волн, смогли выявить и нотировать тонкие различия в авторских импровизациях, вплоть до четверти тона. В 1967 г. этномузыколог И. Боршаи совершила поездку в Египет для сбора и исследования музыкального материала. За короткий период исследования она опубликовала 17 статей, содержащих записи песнопений и обзоры определённых аспектов коптской музыки, до этого не исследованных. В 1969 г. в Каире венгерская исследовательница М. Тот, как и Эрнест Ньюландсмит, работала с Рагебом Мофтахом, используя собранные им записи. Она нотировала мелодии всех песнопений «Литургии святого Василия Великого» с помощью аудиозаписи и повторного прослушивания. В её записях зафиксированы не только воспринимаемые на слух украшения, но и добавочные тоны, выявляемые только при замедленном воспроизведении аудиозаписи. Однако из-за высокой степени детализации эти записи оказались слишком сложными для большинства музыкантов. Кроме того, по мнению исследователей, они были сделаны с помощью мелографа, не передающего характер музыки. Поскольку использованная М. Тот нотация в основе западная, она не отображает микроинтервалику в той степени, как это позволяет сделать методика записи в арабской музыке, которая ближе по природе к коптской и имеет давнюю традицию методов нотирования. В конце 1970 гг. исследовательница из США Элис Мэриан Робертсон-Уилсон расшифровывала по аудиозаписям части «Литургии святого Василия Великого» и службы Светлой седмицы. Она не нотировала украшения так же детально, как М. Тот, считая, что особенности орнаментации не определены чётко, поскольку они зависят от конкретного певца. Элис Мэриан Робертсон-Уилсон отметила, что вариативность приёма вибрато и орнаментики помогает певцам найти формы, улучшающие восприятие смысла поющегося текста. В 1976 г. Набиль Камаль Бутрус, преподаватель игры на скрипке в Хелуанском университете (пригород Каира) и музыкант Оркестра классической арабской музыки, защитил магистерскую диссертацию «Коптская музыка и её соотношение с музыкой фараонов», в которой представил сравнительный анализ записей одного из коптских гимнов в исполнении разных хоров. Перечисленные расшифровки в западноевропейской нотации позволяют исследователям составить представление о сложности и разнообразии традиционной коптской музыки, но не могут отразить все её особенности. Джордж Кириллос разработал способ нотирования коптских песнопений, основанный на знании как западноевропейской музыкальной теории, так и коптской музыкальной церковной традиции. Его записи получили признание у музыкантов, занимающихся коптской музыкой, в частности, у Юсуфа ас-Сиси (критиковавшего расшифровки М. Тот за включение в них чрезмерного количества украшений), а также у клириков, которые нашли музыку, исполняемую оркестром по сделанным Джорджем Кириллосом записям, соответствующей той, которую поют на церковных службах.

 



 
PR-CY.ru