КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 180

Разнообразие певческого репертуара, необходимое в условиях большой продолжительности богослужения (в некоторые дни, например, в Великую пятницу, она составляет десять и больше часов), достигается различными музыкальными средствами. I. Продолжительность следующих друг за другом песнопений. Есть гимны или респонсории, исполнение которых не превышает 5 секунд, и песнопения, звучащие более 30 минут, причём краткие и пространные гимны чередуются. Например, за кратким респонсорием «Вонмем» следует продолжительный и сложный гимн. После молитвы примирения на литургии вслед за пространным респонсорием следует краткий гимн. II. Темп и ритм. Быстрый темп песнопения сменяется медленным, простой ритм – сложным. Несмотря на то, что по сравнению с другими восточными традициями, в которых насчитывается до 48 видов размеров и ритмов (мелаввар, мехаггар, масмуди кебир, нокхт, доор хинди и др.), виды ритма в коптской музыке достаточно простые, разнообразие здесь достигается благодаря их диверсификации внутри одного гимна. III. Виды пения. За сольным песнопением следует исполняемое общиной, за антифонным – сольное, затем респонсорное и т.д. IV. Мелодический стиль. В последованиях песнопений чередуются мелизматика и силлабика: например, в ночной службе каждая песнь-хос поётся в силлабическом стиле, а следующий за ней лобш – в мелизматическом. V. Звукоряды (макамы). Использование больше сотни древних египетских звукорядов (макамов) и их родов создаёт разнообразный ладовый колорит. Способы смены звукорядов исследователи делят на два стиля: использование нескольких звукорядов в одном гимне путём смещений в определённой музыкальной фразе, которое зависит от мастерства распевщика (например, фраза «Утверди для нас» в гимне, фраза «воспевайте» и повторение первой части гимна в конце с транспозицией в том же макаме, но на полтона выше в гимне); использование одного макама в одном песнопении (например, процессия Агнца (моления), молитва покаяния), а затем изменение макама в следующем песнопении). Исследователям известно, что в богослужебном использовании звукорядов есть определённые закономерности (например, макам саба преобладает в песнопениях процессии Агнца, а макам аджам – в песнопениях на дни памяти святых). Поэтому некоторые исследователи предлагают заменить персидские названия макамов, используемые в коптской музыке, коптскими, соответствующими тем литургическим случаям, в которых они используются (например: вместо «саба» – «Агнец»). По мнению исследователей, присвоение звукорядам и их частям коптских названий будет способствовать углублению связи между музыкальным и духовным содержанием песнопений и одновременно станет стимулом для исследования природы звукорядов и их литургического употребления. VI. Использование кимвалов и треугольника. Разнообразие достигается благодаря звуковому контрасту между теми песнопениями, в которых участвуют эти музыкальные инструменты, и теми, в которых они не используются. VII. Использование церковного колокола, например, в чине принесения Даров, во время которого поётся «kurie elehson » на простую мелодию в звукоряде саба.

 



 
PR-CY.ru