КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ - Страница 6

Кроме того, в различных областях культуры получило хождение секулярное употребление этого библейского понятия, например, для выражения идеи поэтического вдохновения. Наиболее известным примером такого использования в русской литературе образа Купины неопалимой исследователи называют опубликованный в 1986 г. советским писателем Борисом Львовичем Васильевым рассказ «Неопалимая купина», представляющий собой художественный опыт безрелигиозной реинтерпретации библейского образа. В православии это отнесение образа купины к Богородице отражено в гимнорафии (в частности, в стихире на «Господи, воззвах» в службе Зачатию Богородицы) и закрепилось иконографически. К гимнографическим текстам восходит закрепившееся в русском языке словосочетание «Купина неопалимая», прилагаемое в песнопениях к образу Пресвятой Богородицы (Неделя шестая по Пасхе. Стихира воскресная на стиховне, глас 5), Которую также величают «одушевлённой Купиной» (Неделя шестая по Пасхе. Седальны воскресные по первом стихословии, глас 5, Богородичен) или «Купиной невещественного Огня» (Рождество Пресвятой Богородицы. Стихиры на литии, глас 2). Как Купина неопалимая не сгорала, так и Дева Пресвятая «родила и девою осталась» (Стихиры на «Господи, воззвах» на Великой Вечерне в Неделю Пасхи). Моисей пророчески увидел в Купине неопалимой Богородицу, Которая, «не опалившись, Божества огонь во чреве приняла» (Неделя четвёртая по Пасхе. Канон о расслабленном. Ирмос девятой песни), тем самым в Купине неопалимой явился «образ чистого рождения» Христа (Служба всем святым, в Земле Российской просиявшим. Ирмос девятой песни). Душа верующего призывается к подражанию жизни Моисея, чтобы «присутствовать при созерцании Богоявления в терновом кусте» (Канон во вторник первой седмицы. Песнь 5). В современном богослужении РПЦ повествование о явлении Купины неопалимой (Исх. 3:1–8) читается на паремиях на вечерне в праздники Благовещения (25 марта) и Почаевской иконы Божьей Матери (23 июля). Представленное в раннехристианской экзегезе и православном богослужении мариологическое истолкование образа Купины неопалимой нашло отражение в иконографии почитаемого образа Божьей Матери «Неопалимая Купина». Икона «Неопалимая купина» символически раскрывает сразу несколько аспектов её почитания, образ составлен на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. Изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Одна из самых чтимых икон «Неопалимая купина» находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Принесённая в Москву палестинскими иноками в 1390 г., она, по преданию, была написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. В дальнейшем образ Купины неопалимой был активно использован в русской религиозной философии начала XX в., где в софиологической традиции Богоматерь понималась как проявление Премудрости Божьей (особенно у Павла Александровича Флоренского, который подчёркивал связь Девы Марии как «носительницы Софии» с Духом Святым, и Сергея Николаевича Булгакова, воспринимавшего Богородицу и церковь как «тварную Софию»).



 
PR-CY.ru