КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ - Страница 2

Некоторые учёные отстаивают точку зрения, что явление пророку Моисею происходило в кустарнике из семейства бобовых – сенне александрийской (Senna alexandrina). Среди наиболее распространённых религиоведческих параллелей с Купиной неопалимой ряд исследователей находят схожие образы в египетской мифологии, где священный терновник (Ziziphus spina Christi) является символом различных божеств, в том числе Амона-Ра, Софду или Хатхор. Эта ассоциация близка к упоминанию в угаритских источниках «бога кустарника(?)». В теории источников рассказ о Купине неопалимой в Исх. 1–6 преимущественно признан принадлежащим перу так называемого яхвиста, некоторые исследователи исключают из этой редакции Исх. 1а, 4б, 6, но большинство считают, что в этом рассказе невозможно вычленить разные редакционные пласты. Сам эпизод рассматривается в широком контексте богослужебных частей книги «Исход», где детали повествования о Купине неопалимой имеют смысловое единство с отдельными культовыми элементами Синайского откровения, прежде всего, с традицией описания ритуалов в скинии собрания. Повеление Моисею снять обувь для выражения почтения перед святостью места явления Купины неопалимой исследователи соотносят с обрядами омовения ног у левитов, выражающими благоговение перед святыней (Нав. 5:15; ср.: Исх. 29:20; 30:19, 21; 40:31). На протяжении всей книги «Исход» образ огня символизирует Божье присутствие (Исх. 13:21–22; 19:18), а понятие святости места становится одной из главных её тем: как и явление Бога в Купине неопалимой, слава Господня, наполнившая скинию, также делает себя зримой посредством огня (Исх. 40:30, 34, 35). Отдельные авторы отмечали связь Купины неопалимой с символикой светильника в скинии (Исх. 27:20–21). Схожесть этих элементов приводит отдельных исследователей к представлению о том, что рассказ о Купине неопалимой является отражением предания о происхождении древнего местного святилища кочевых племён на Синае. Божественное присутствие в неприметном по сравнению с другими растениями кустарнике воспринимается в контексте грозных явлений огня – символа теофании в Ветхом Завете (Исх. 24:17; 40:38; Пс. 17:13–14; 28:7). Но именно личная встреча Моисея с Богом посредством Купины неопалимой, а также благоговейное соучастие пророка в этом чуде становятся отныне особыми символами нового опыта богообщения во всей истории спасения. В раввинистическом и эллинистическом иудаизме образ Купины неопалимой служит преимущественно символом промыслительной заботы Бога о Своём народе, считается, прежде всего, символом народа Израиля. Присутствие Бога в Купине неопалимой, продолжавшееся символические семь дней, описывается в Талмуде через понятие Шехины. В мидраше «Пирке Рабби Элиезера» (IX в. н.э.) Купина неопалимая становится символом страдания еврейского народа: Бог возжелал обитать в ней, хотя она имела вид невзрачного кустарника, поскольку увидел, что Израиль пребывает в страдании, и пришёл к нему на помощь (ср.: Ис. 58:9). Колючий кустарник указывает на окружающие народы, огонь – на обитающий в их среде Израиль, хранящий слова Торы. В будущем еврейский народ сможет попалить язычников, так что они, «как горящая известь, [как] срубленный терновник, будут сожжены в огне» (Ис. 33:12). Также приводится предание, что изначально Купина неопалимая произрастала в райском саду.

 



 
PR-CY.ru