КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ - Страница 5

Подробную интерпретацию Купины Неопалимой приводит во второй части «Жизни Моисея» Григорий Нисский, который предлагает её мариологическое истолкование: в образе Купины неопалимой мы приобщаемся «таинству, явленному в Деве, от Которой в рождении воссиявший человеческой жизни свет Божества сохранил воспламененную купину несгораемою, так что и по рождении не увял стебель девства». По его мнению, огонь Купины неопалимой, в котором «ветви куста, как под росою, зеленели во пламени», символизирует просвещающий нас свет истины (Ин. 1:9), созерцать его могут те, кто отрешают себя от земной оболочки и проводят жизнь в добродетелях. Линию мариологической интерпретации продолжает и Иоанн Дамаскин. В качестве одного из аргументов в защиту иконопочитания он приводит историю с Купиной неопалимой, риторически вопрошая: если даже земля, на которой произошло явление Купины неопалимой, прообразовавшей Божью Матерь, почиталась Моисеем, то во сколько же раз больше следует воздавать почитание самому образу? Согласно Иоанну Златоусту, Купина неопалимая прообразовала воскресшее тело Христово, которое смерть, подобно огню, не смогла удержать. Идеи раннехристианской экзегезы находят отражение в проповедях митрополита Сурожского Антония (Блума), который считал, что христианин в молитвенном опыте встречи с Богом должен «запылать всем сердцем, и волей, и телом» и преобразиться как Купина неопалимая, когда Божественный огонь «делает нас причастниками этого горения», так что, как члены церкви, пронизанной Божественным огнём, «мы призваны стать веточкой этого неопалимого куста». Упоминание места теофании в Купине неопалимой исследователи встречают в многочисленных свидетельствах паломников, посещавших Святую землю и Синай, – так называемых итинерариях. Обширные сведения приводятся у паломницы Эгерии (IV в.), сообщающей, что у подножия горы Моисея она обнаружила кельи монахов и церковь, рядом в саду источник и почитаемая святыня – Купина неопалимая, которая цвела и давала побеги. По преданию, эта церковь была построена в IV в. равноапостольной царицей Еленой, матерью Константина I Великого. В итинерарии анонимного паломника из Планценции (VI в.) говорится об источнике на месте явления Купины неопалимой. Египетский монах Аммоний в «Сказании об убиении синайских и аравийских мучеников» сообщил, что около 373 г. некий христианский отшельник владел на Синае укреплённой башней, где иноки могли укрываться от нападений бедуинов, и где на месте явления Купины неопалимой была выстроена часовня. По преданию, в 530 гг. на месте явления Купины неопалимой был основан монастырь великомученицы Екатерины на Синае; её престол покоится на корнях кустарника (представленного одним из видов Rubus sanguineus); в настоящее время существует придел в честь Купины неопалимой. Через христианскую традицию понятие Купины неопалимой широко закрепилось в русском языке и культуре. Многие богословские труды, посвящённые почитанию Божьей Матери, используют этот библейский образ: например, так называется одна из частей богословской трилогии протоиерея Сергия Булгакова («Купина неопалимая». Париж, 1927 г.). Этот образ получил и внеконфессиональное значение, когда его стали употреблять при описании опыта встречи с Богом.

 



 
PR-CY.ru