КОЛЯДА, Коледа - Страница 5

Такие колядки, называвшиеся ещё «кантами», очень часто и в Польше, и в юго-западной Руси употреблялись при представлении вертепа – для оживления действия. Они собраны и изданы в особой книге с нотами, называемой «Богогласник». Колядки «Богогласника» – чисто христианского содержания, без всякой примеси язычества или историко-бытовых элементов. Однако русский народ (равно как и польский, и белорусский) мало перенял их от школьников и монахов и, не поняв некоторых книжных выражений, исказил (иногда) до явной бессмыслицы; между тем как в его древних колядках всегда сохраняются ясный смысл и изящество образов. Книжные колядки распеваются по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и на юго-западе России. С пением колядских и овсеневых песен ходят по домам: в Малороссии начинают ходить парни девушки, дети с 24 или 25 декабря. Иногда ходят со звездой, сделанной из дерева или картона, обклеенного бумагой, с зажжённой свечой в середине. Старший из парней называется «березой» или «михоношей». У чехов-мораван колядовщики нередко носят с собой ясли – театр марионеток, где показывается сцена Рождества или поклонения волхвов. В Швеции и Норвегии, равно как и в Англии, колядовщики нередко ходят со звездой или с зелёным хвойным деревцом, например, с ёлочкой, с зажжёнными на ней свечами. В Италии род колядовщиков исполняют горные пастухи, которые в рождественскую ночь спускаются с гор в сёла и города и разыгрывают на волынках по улицам и площадям пасторальные мелодии, либо поют колядки.). Как праздник в честь солнца, коляда сопровождался в некоторых местах России разведением костров. Благосклонное внимание богов (с языческой точки зрения) обусловливалось жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, особенно свиньи. В Великороссии пеклась козулька, имевшая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или других животных, птицы (Олонецкая губерния); козульку берегли из года в год, чтобы скотинка ходила домой, плодилась, а также затем, чтобы её любил домовой. В рождественской обрядности в Малороссии и Белоруссии очень рельефно выступал культ предков; например, в некоторых местах в канун Рождества варят кутью и ставят её на ночь для умерших родственников. Особенно развиты во время святок гаданья о суженом. В Белоруссии сохранились ещё игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом и отчасти напоминают игрища «между сёлы» летописца. Исследователям известна игра «пярэшки» с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар. Изучение коляд начато было в 1830 гг. Иван Михайлович Снегирёв (1793–1868 гг.), Орест Фёдорович Миллер (1883–1889 гг.), Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871 гг.) изучали их с мифологической точки зрения. О.Ф. Миллер объяснял применение небесных сил к домохозяину и его семье древним верованием славян в существование самостоятельной небесной семьи; златоверхие теремы – символ небесных пространств, освещённых солнцем и т.д. Позднее А.А. Потебня («Объяснения малорусских и сродных песен», том II, Варшава, 1887 г.) значительно ограничил мифологический элемент колядок и щедривок, объяснив многое с бытовой точки зрения. В 1874 г. явился (в Киеве) первый том «Исторических песен малорусского народа с объяснениями» Владимира Бонифатьевича Антоновича и Михаила Петровича Драгоманова (ср. рецензию Николая Ивановича Костомарова в «Вестнике Европы» 1874 г.). Александр Николаевич Веселовский («Разыскания в области русского духовного стиха», VІІ, 1883 г., в «Сборнике Императорской Академии Наук», том 32) доказал, что внешняя обрядность, маски, ряженье и т.д. перешло от греко-римского мира.



 
PR-CY.ru