КАРЛЕЙЛЬ Томас - Страница 3

Громкий общественный резонанс получила брошюра «Чартизм» («Chartism». L., 1839), ставшая реакцией на недавние события: отклонение парламентом в июле 1839 г. петиции о политических и экономических реформах, собравшей более 1 млн. подписей, серию забастовок рабочих и Ньюпортское восстание шахтеров в Уэльсе (ноябрь 1839 г.). Отказавшись примкнуть к какой-либо из противоборствующих сторон, Т. Карлейль рассматривал чартизм, прежде всего, как симптом глубокого кризиса британского общества. Он критиковал мнение современных ему экономистов о временном характере бедствий трудящихся, которые якобы исчезнут сами собой, не согласился с принципом полного невмешательства государства в экономическую жизнь. В качестве положительных мер Т. Карлейль выступал за повышение образовательного уровня рабочих и поощрение эмиграции в колонии. В книге «Теперь и прежде» («Past and Present». L., 1843 г.; русский перевод: 1906 г.) Т. Карлейль критиковал современное ему британское общество, противопоставив ему идеализированный мир средневекового английского аббатства Бери-Сент-Эдмундс (описание аббатства основано на опубликованной незадолго до того хронике монаха XIII в. Джоселина Брейклондского). Параллельно в 1840 г. Т. Карлейль работал над большим сочинением об Оливере Кромвеле. Он отказался от первоначального замысла создать полноценную биографию лорда-протектора и в 1845 г. опубликовал «Письма и речи Оливера Кромвеля» с обширными комментариями («Oliver Cromwell's Letters and Speeches: With elucidations». L., 1845 г.). Апологетическая по своему характеру книга имела успех и в значительной мере повлияла на британское общество, изменив его отношение к О. Кромвелю, в котором раньше видели только изменника и тирана. Революционные события 1848–1849 гг. в Европе Т. Карлейль первоначально встретил с энтузиазмом, но их итог поверг его в глубокий пессимизм. В цикле из восьми статей «Памфлеты последнего дня» («Latter-Day Pamphlets». L., 1850 г.; русский перевод: 1907 г.) он обрушил уничижительную критику едва ли не на все институты и движения современного ему западного мира: парламентскую демократию, филантропические организации, экономический либерализм, культ наживы («философия свиней»), аболиционизм, Римско-католическая церковь и т.д. Но он не мог сформулировать последовательной программы преодоления этого глобального кризиса. «Памфлеты» вызвали бурную и почти исключительно негативную реакцию британского общества, отношения с Т. Карлейлем прекратили некоторые его друзья (например, Дж.С. Милль). Вместе с тем они способствовали и дальнейшей мифологизации его образа как «визионера» и «пророка». В 1851 г. Т. Карлейль задумал ещё один масштабный исторический труд, на этот раз посвящённый королю Пруссии Фридриху II Великому, личность которого давно вызывала восхищение Т. Карлейля. Он дважды посетил Германию для сбора материала (1852, 1858 гг.), изучил военное дело. Получившаяся в результате 13-летней работы «История Фридриха II Прусского, прозванного Фридрихом Великим» стала последним крупным сочинением Т. Карлейля. В ноябре 1865 г. он был избран на пост почётного ректора Эдинбургского университета. Тяжёлым ударом для Т. Карлейля стала смерть жены (21 апреля 1866 г.). Последние годы жизни он пребывал в глубоком душевном кризисе, который повлиял и на физическое здоровье. Т. Карлейль продолжал высказываться в печати по многим злободневным вопросам: выступление в поддержку губернатора Ямайки Эдварда Джона Эйра, подавившего восстание местных жителей (1866 г.); памфлет «Шумящая Ниагара» (1867 г.) с критикой парламентской реформы Бенджамина Дизраэли и демократии вообще; письма в газеты в поддержку Пруссии во Франко-прусской войне 1870–1871 гг. и против поддержки британским правительством Османской империи в противовес России (1875–1876 гг.), однако они уже не имели прежнего резонанса.

 



 
PR-CY.ru