КАРЛЕЙЛЬ Томас - Страница 2

В 1833 г. Т. Карлейля в Крейгенпаттоке посетил совершавший поездку по Великобритании Ральф Уолдо Эмерсон, который стал его близким другом и литературным агентом в США; он способствовал первой книжной публикации «Sartor Resartus» (Бостон, 1836 г.; русский перевод: М., 1902 г.). Роман состоит из трёх частей: в первой, изобилующей шутками и отступлениями в духе книг Лоренса Стерна, рассказывается о карьере немецкого профессора Диогена Тейфельсдрека и о том, как рукопись о нём попала в руки предполагаемого редактора; вторая часть повествует о детстве и юности Диогена Тейфельсдрека; в третьей излагается «Философия одежды». В образе главного героя, написавшего труд «Одежда, её происхождение и философия», Т. Карлейль прослеживает развитие стремления человеческой души к свободе. В романе Т. Карлейль попытался представить свои взгляды на мир, историю, природу, человеческий разум, общество, религию и другие ключевые вопросы мироздания. «Философия одежды» для Т. Карлейля заключается в том, что пространство, время и всё бытие – только символы Бога, за которыми надо видеть самое Божество. Но мир («платье Бога») не является мёртвым, это его живое одеяние, и все происходящее в мире символизирует вечную деятельность Творца. В 1834 г. Т. Карлейль переехал в Лондон и приступил к работе над книгой о Французской революции. Хотя он много времени уделял сбору и изучению материалов (занимался в Британской библиотеке, беседовал с очевидцами революционных событий и т.д.), свой труд рассматривал, в первую очередь, не как беспристрастное исследование, а как художественное описание грандиозной исторической драмы. Т. Карлейль стремился донести до современников представление о революции как о закономерном результате социальных противоречий, неуклонно нараставших во Франции XVIII в., о необратимом характере происшедших изменений. Его книга должна была стать наставлением и грозным предостережением для английского общества. Весной 1835 г. рукопись первого тома, которую Т. Карлейль дал почитать другу, философу Джону Стюарту Миллю, сгорела в результате несчастного случая, однако Т. Карлейль восстановил утраченный текст и завершил работу над книгой в январе 1837 г. «Французская революция: История» была опубликована в марте того же года и принесла Т. Карлейлю всеобщее признание. В 1837–1840 гг. Т. Карлейль прочёл в Лондоне четыре курса публичных лекций: «О немецкой литературе», «История литературы», «Революции в Европе Нового времени» и «О героях, культе героев и о героическом в истории». Особенно широкий резонанс получил последний цикл, в котором Т. Карлейль наиболее последовательно сформулировал свои воззрения на историю человечества. Он выделил шесть типов героев: божества (Один и другие персонажи скандинавских мифов), пророки (Мухаммад), поэты (Данте, Уильям Шекспир), священники (Мартин Лютер и Джон Нокс), писатели (Сэмюэл Джонсон, Жан-Жак Руссо, Роберт Бёрнс), правители (Оливер Кромвель, Наполеон I Бонапарт). В 1841 г. лекции были опубликованы отдельной книгой (русский перевод: «Герои и героическое в истории». СПб., 1891 г.). Несмотря на успех лекций, Т. Карлейль так и не смог привыкнуть к выступлениям перед большой аудиторией и после укрепления своего материального положения решил полностью посвятить себя творчеству. К началу 1840 гг. он приобрёл в британском обществе репутацию «пророка» и «провидца», возвещающего наступление перемен в современном мире.

 



 
PR-CY.ru