КУКША, Купша - Страница 5

Существовали резные и эмалевые иконы с этим сюжетом (третья четверть XIX в., Нововалаамский монастырь, Финляндия). Исследователям известны гравюры (в том числе с раскраской) первой трети XIX в., тоновые и цветные литографии 1893 и 1894 гг. мастерской Киево-Печерской лавры (оттиски в Российской государственной библиотеке, Литературном музее), раскрашенная литография 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (Русский музей), хромолитография 1903 г. московской мастерской Ивана Дмитриевича Сытина (церковь великомученицы Варвары в Казани), хромолитография конца XIX – начала XX в. (Почаевская Успенская лавра), которые часто использовались в качестве икон. Положение фигуры Кукши варьируется, его облик почти не индивидуализирован. В монументальной живописи изображения Кукши исследователи встречают в группе святых XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (конец 1860 – 1870 гг., поновление – 1970 гг., около 2010 г.) в галерее русских святых, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре и в стенописи «Шествие русских святых к небесам» (1898 г., П. Тергин) на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря. В росписи московского храма Христа Спасителя поясные образы Нестора Летописца и Кукши были помещены в западной части интерьера на южной хорной арке (1870 гг., художник Павел Фёдорович Плешанов). В соборе равноапостольного князя Владимира в Киеве (1885–1896 гг., художник Виктор Михайлович Васнецов) Кукша написан в полный рост, в схиме, голова покрыта куколем, в правой, поднятой вверх руке он держит крест, в левой – раскрытую книгу (Лк. 13:29). На заднем плане виднеются главы церкви и верхушки елей. Некоторые иконы начала и конца XX – начала XXI вв. восходят к изображению Кукши из стенописи Владимирского собора в Киеве (например, образ в окладе из церкви апостолов Петра и Павла в Мценске). Горельефный образ Кукши с крестом в руке (скульптор Матвей Афанасьевич Чижов) сохранился среди русских просветителей на нижнем фризе памятника 1000-летию России, возведённого в 1862 г. по проекту Михаила Осиповича Микешина в Новгороде. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы монахини Иулиании (Соколовой) 1934 г., начала и конца 1950 гг. (две в ризнице Троице-Сергиевой лавры) Кукша с непокрытой головой написан в левой группе Киево-Печерских чудотворцев. Его образ воспроизводится и на списках этой композиции конца XX – начала XXI вв. В современной иконописи получили распространение поясные и ростовые иконы Кукши. Как правило, он держит в руках крест и Евангелие, иногда наименован Брянским или просветителем вятичей. В 2013 г. к 900-летию крещения Орловщины из Киево-Печерской лавры в Орёл был доставлен большой ростовой образ Кукши с мощевиком. На московской иконе (около 2000 г.) Кукша представлен вместе с преподобным Никоном Киево-Печерским в рост, поверх мантии надета епитрахиль, в руках – крест и развёрнутый свиток с текстом о крещении вятичей. Иконы Кукши исследователи встречают в храмах Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской епархий. Его изображение входит в композиции Соборов святых этих земель (например, «Собор Брянских чудотворцев», около 2006 г., иконописец монахиня Варнава (Карцева); «Собор Рязанских чудотворцев», около 2006 г., кафедральный собор в честь Рождества Христова в Рязани). В 2013 г. в память о подвиге Кукши в Мценске была изготовлена медаль.



 
PR-CY.ru