КУКША, Купша

КУКША, Купша (ум. в первой четверти XII в.) – иеромонах Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра), миссионер («апостол вятичей»), священномученик, Киево-Печерский (память 27 августа, 28 сентября – в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сентября – в Соборе Брянских святых, 10 июня – в Соборе Рязанских святых, 22 сентября – в Соборе Тульских святых). Сведения о нём содержатся в «Киево-Печерском патерике» в части рассказов о печерских подвижниках, написанных около 1224–1226 гг. Владимиро-Суздальским епископом Симоном (1214–1226 гг.). Михаил Дмитриевич Присёлков предполагал существование Жития Кукши, которое послужило источником для Симона, однако достоверных следов его существования не выявлено. Краткость и лаконичность рассказа Симона, а также его указание на всеобщую известность имени святого («егоже все сведают»), скорее, говорят об отсутствии такого источника. В основе повествования о Кукше лежат устное предание и, как полагают исследователи, монастырский синодик («Поминание»), который содержал имена преставившихся пострижеников с краткой их характеристикой. Имя Кукша, скорее всего, как полагают исследователи, славянское. В наиболее ранней редакции Киево-Печерского патерика – Арсеньевской, в том числе и в древнейшем Берсеневском списке (1406 г.) – святой назван Купшей. О христианском имени Кукши и его ученика источники не сообщают. Алексей Юрьевич Карпов предположил, что имя Купша – сокращение церковного имени Киприан (один из русских вариантов произношения – Куприян). По мнению архимандрита Леонида (Кавелина), святой происходил из знатного вятичского рода. Но в то же время он мог быть и потомком тех вятичей, которые по распоряжению св. равноапостольного Киевского князя Владимира (Василия) Святославича (978–1015 гг.) заселили южные города-крепости для защиты границ Руси от вторжений кочевников (А.Ю. Карпов). О месте пострижения Кукши сведений нет. Согласно патерику, проповедуя христианство среди вятичей, Кукша вместе со своим безымянным учеником крестил язычников и «многа чюдеса створи»: изгонял бесов, свёл с неба дождь, осушил озеро и др. С высокой долей вероятности исследователи предполагают, что инициатором проповеди христианства среди наиболее стойких приверженцев языческой религии, какими были вятичи, являлся св. благоверный Киевский князь Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (1113–1125 гг.), дважды совершивший военные походы на их территорию. После многих мучений Кукша был «усечен» мечом вместе со своим учеником. О гибели миссионеров, по патериковому преданию, сразу стало известно в Киево-Печерском монастыре. Симон сообщает, что в момент смерти Кукши в обители скончался известный своей прозорливостью преподобный Пимен постник, который, стоя посреди церкви, громко воскликнул: «Брат наш Кукша противу свету (на рассвете) убиен бысть». Точная дата смерти Кукши исследователям неизвестна.

 



 
PR-CY.ru