КУКША, Купша - Страница 3

В 1684–1690 гг., при киево-печерском архимандрите Варлааме (Ясинском; впоследствии Киевский митрополит), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению Киевского митрополита Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сентября. Существует также общая с Октоихом служба Кукше и преподобному Пимену постнику (с указанием имени ученика Кукши – Никон). Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в том числе Кукши) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Описания облика Кукши в иконописных подлинниках XVIII–XIX вв. под 27 августа варьируются: «Кукша подобием: власы с ушей, мало кудреват, брада доле Сергия Радонежскаго, ризы преподобническия и епитрахиль, в руках чётки»; «…сед, аки Сергий, на плечах клабук черн, риза преподобническая, испод бакан, патрахиль видеть на исподней ризе» (конец XVIII в.; Библиотека Академии Наук); «…надсед, брада пошире Богословли, раздвоилась, а власами главными кудряв, на плечах клобук черн, риза преподобническая, руце простёрты на небо. А в житии его пишет: видением благообразен, глава велика, власы русы, червлению украшен, лицем бледен, брада велика ж, чело высоко, добрыма очима, духом крепок зело быв» (1820 гг.; Российская национальная библиотека). В пособии для иконописцев 1910 г. о внешности Кукши сказано: «...Русскаго типа, преклонных лет, волосы немного кудрявы, борода средней величины с проседью; одежды монашеския, епитрахиль как у иерея, на голове круглый клобук. Можно ему писать хартию, по житию: Вятчан, людей неверствием помраченных, крести, и многих верою просвети. Многа же и велика чудеса сотвори». На ксилографии мастера иерея Прокопия в цикле гравюр для первого издания Киево-Печерского патерика Кукша и преподобный Пимен представлены стоящими по сторонам однокупольного храма. Кукша – с молитвенно воздетыми к небу руками, в мантии, епитрахили, клобук лежит на плечах. В нижнем левом клейме изображён сюжет усекновения главы Кукши и его ученика. Над коленопреклонённым Кукшей заносит меч человек в шляпе и кафтане; на заднем плане – комплекс монастырских построек. Леонтий Тарасевич, автор иллюстраций Патерика 1702 г., немного изменил композицию: Кукша и преподобный Пимен показаны на фоне пейзажа, за ними – входы в пещеры. Жесты рук преподобных указывают на духовное собеседование. Существуют разные варианты изображения Кукши в иконописи: с непокрытой головой или в схимническом куколе, как правило, в возрасте средовека. Икона над ракой со св. мощами Кукши в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры исполнена в 1840 гг. (под записью конца ХХ в.) в лаврской иконописной мастерской под руководством иеромонаха Иринарха. Священномученик представлен в мантии и красной епитрахили с непокрытой головой, у него каштановые волосы до плеч и небольшая окладистая борода. Взор Кукши обращён к небу, левая рука поднята в молении, в правой – четырёхконечный крест с удлинённой вертикальной перекладиной и пальмовая ветвь, на запястье чётки.

 



 
PR-CY.ru