КИПРИАН - Страница 34

По мнению исследователей, при одном из поновлений росписей Успенского собора у входа в Похвальский придел появились изображения митрополитов Киприана и Фотия в молении Христу Еммануилу; святители облачены в фелони вместо саккосов. В перечне сюжетов росписи, сделанном при её поновлении в 1773 г., эта композиция отсутствует, но упоминаются парные образы святителя Фотия и патриарха Иова. Сходным образом при поновлении в конце XVIII в. или в первой трети XIX в. в росписи главного алтаря сольвычегодского Благовещенского собора появилась фигура Киприана в фелони и белом клобуке. Скорее всего, как полагают исследователи, первоначально здесь был представлен один из Ростовских святителей, хотя исследователи не исключают, что в слое 1600 г. на этом месте находился образ Киприана в клобуке и саккосе, аналогичный его изображению на складне письма Истомы Савина. Росписи московского и сольвычегодского соборов свидетельствуют об определённом внимании к личности святителя; так же исследователи расценивают и появление фигуры Киприана в росписи алтаря (1782–1785 гг.) Петропавловской церкви в посёлке Поречье-Рыбное Ростовского района Ярославской области, исполненной артелью ярославских мастеров во главе с Афанасием Шустовым. В XIX в. одним из мест почитания Киприана стало подмосковное село Троице-Голенищево – бывшая загородная резиденция митрополитов и патриархов, где в 1406 г. он и скончался. По словам Ивана Михайловича Снегирёва, в 1840 гг. он «тщетно искал» там образ Киприана. В 1860 г. такой образ был пожертвован в Троицкую церковь викарием Московской епархии епископом Дмитровским Леонидом; икона была написана в 1850 г. в мастерской Троице-Сергиевой лавры под руководством Ивана Матвеевича Малышева. К тому же времени исследователи относят большой образ митрополитов Феогноста, Фотия и Киприана в церкви Покрова в селе Фили (в составе икон, созданных в 1850 г. для трёх притворов верхнего храма). Исследователи отмечают, что иображение Киприана соответствует иконографии русских святителей, характерной для церковного искусства академического направления: он стоит на орлеце в полном архиерейском облачении – с панагией, в митре с крестом, в руках посох с сулоком. Среди Московских митрополитов Киприан представлен на иконе «Собор русских святителей» 1860 гг. в санкт-петербургском Князь-Владимирском соборе. В убранстве московского храма Христа Спасителя (1860–1870 гг.) икона «Святители Киприан, Феогност и Фотий» размещалась над южными дверями иконостаса в приделе князя Александра Невского (парный образ над северными дверями – «Святители Никита Новгородский, Исаия Ростовский и Арсений Тверской»; художник Тимофей Андреевич Нефф); поясные фигуры Московских митрополитов Киприана, Фотия и Иосифа (Иоасафа?) в росписи западной части хор соседствовали с ростовым образом митрополита Феогноста и со сценой «Сретение Владимирской иконы Божьей Матери в Москве», также включавшей изображение Киприана.

 



 
PR-CY.ru