КОРНИЛИЙ Олонецкий, Палеостровский - Страница 5

Преподобный старец и его юный ученик написаны в интерьере кельи с аналоем, в красном углу – Казанская икона Божьей Матери. Корнилий изображён в профиль, одет в полную схиму, на свитке в его левой руке текст: «Поченïе иже аще не сотвориши грѣха сѣти есть упо». По мнению исследователей, в связи с преданием о постриге Корнилия в Валаамском монастыре образ преподобного занимает важное место на трёх иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., которые хранятся в Финляндии. Судя по надписям на них, исследователи сделали вывод, что этот извод был разработан художниками мастерской Пешехоновых в Санкт-Петербурге или иконописцами Валаамского монастыря. Икона большого размера находилась в местном ряду церкви во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители, напротив храмового образа с датой и подписью Василия Макаровича Пешехонова (упоминается в описях имущества Валаамского монастыря 1912 г., 1942 г. – Архив Финляндского Валаамского монастыря); в настоящее время установлена в домовом храме Церковного управления Финляндской православной церкви в Куопио. Корнилий изображён во втором ряду старцем с окладистой, слегка раздвоенной бородой; у него высокий лоб с залысинами, взор устремлён вверх; слева его ученик преподобный Авраамий; на нимбе надпись: «С. Корнилiй палеостровск.». С небольшими отличиями в облике Корнилий показан и на двух иконах-пядницах с аналогичной композицией, подписанных как «труд валаамских иноков» (Музей православной церкви в Куопио, Нововалаамский монастырь). Избранные Карельские святые, предстоящие образу Преображения Господня (престольный праздник Валаамской обители), изображены также на происходящей с Валаама иконе третьей четверти XIX в. (Нововалаамский монастырь; Архив Финляндского Валаамского монастыря). Корнилий написан первым в правой группе с поднятыми в молении руками (левая развёрнута ладонью наружу) в рясе красноватого цвета и мантии, схимнический куколь лежит на плечах. В пространной надписи на обороте иконы изложена история её бытования: она была написана в Одессе и прислана в дар игумену Дамаскину (Кононову), который в 1873 г. благословил передать её бывшему эконому монастыря схимонаху Алексию (тогда монаху Анатолию (Половневу)), а в 1903 г. по просьбе последнего образ был установлен в храме на валаамском игуменском кладбище. На иконе Карельских чудотворцев конца XIX – начала XX вв. (церковь великомученицы Екатерины в Петрозаводске) Корнилий – седовласый старец-схимник без куколя с сомкнутыми на груди руками (в правой – свиток), стоящий в центре левой группы. В современной иконописи Корнилий в составе Собора Карельских святых изображён на иконе конца XX – начала XXI вв. (собор князя Александра Невского в Петрозаводске). Палеостровские преподобные, написанные в левой части третьего ряда, предстают как основатели обители; Корнилий указывает на модель Палеостровского монастыря в руках преподобного Авраамия. Образ Корнилия Палеостровского (или Корнилия Кожеезерского) вводился в сравнительно ранние композиции «Собор Новгородских чудотворцев». Например, на иконе-пяднице начала XVIII в. из собрания Андрея Михайловича Постникова (Русский музей) и на зеркально повторяющей её прориси один из святых с непокрытой головой в пятом ряду имеет надпись на нимбе: «Корнилiи».

 



 
PR-CY.ru