КОРНИЛИЙ Олонецкий, Палеостровский - Страница 4

К произведениям, которые появились в старообрядческой среде Поморья, исследователи относят образ второй половины XVIII в. (Музей изобразительных искусств Республики Карелия): святой с широкой окладистой бородой правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. На иконе конца XIX в. (Палеостровский монастырь) волосы преподобного разделены на прямой пробор, у него раздвоенная узкая на конце борода, в правой руке крест, в левой – свиток; фон золотой. Описания иконописных подлинников XVIII в., в том числе старообрядческих, под 23 августа и 9 января немногословны: Корнилий «подобием сед, брада пошире Сергиевой, власы просты, ризы преподобническия»; «всем подобием, аки Герман Соловецкий» (Библиотека Академии Наук, конец XVIII в.); «сед, брада пошире Сергиевы» (Библиотека Академии Наук, конец XVIII в.). Исследователи полагают, что Корнилия Палеостровского ошибочно отождествляли с преподобным Корнилием Кожеезерским, поскольку он иногда назван не только «новым чудотворцем Палеостровским», но и «начальником Спасского монастыря Кожеозерского». Существовали изображения Корнилия на фоне основанного им монастыря, в частности, миниатюрный золотофонный образ второй трети XIX в. из собрания Успенских (Государственный Эрмитаж). Святой представлен в правой части средника молящимся Господу Вседержителю, изображённому в сегменте неба. На Корнилии традиционные монашеские одежды, в левой руке чётки, голова не покрыта, широкая борода с проседью закрывает грудь. Вид монастыря основан на реалиях времени: в центре возвышается белокаменный одноглавый собор с колокольней, другие постройки деревянные. В бухте на причале стоит небольшая часовня. Обитель ограждена стеной, с берега частично каменной. Уникальным образцом иконографии Корнилия исследователи считают икону «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с шестью клеймами жития преподобного Корнилия» конца XIX – начала XX вв. (Национальный музей Республики Карелия). О связи образа с Палеостровским монастырём свидетельствует выбор святых: на иконе кроме местных подвижников изображён преподобный Зосима Соловецкий, которого в позднее время считали пострижеником Палеостровского монастыря и уроженцем близлежащего села Толвуй. Корнилий, как основатель обители, представлен в центре, фронтально, в полной схиме (с покрытой куколем головой), правой рукой именословно благословляет, в левой держит свиток (на запястье чётки). Житийные сюжеты читаются слева вниз, направо и вверх: видение Спасителя Корнилием во время молитвы; вид часовни и пещеры Корнилия; блаженная кончина Корнилия; погребение Корнилия; исцеление болящего Бориса; исцеление «десного ока» девицы Агафии. В момент смерти святой изображён в маленькой пещерке сидящим возле камня с приклонённой головой в простом подряснике, на груди верижный крест, руки лежат на книге. Иконы трёх местных преподобных в это время получили распространение (около 1891 г., Национальный музей Республики Карелия) – исследователи полагают, что они бытовали в качестве «раздаточных». Интересным образцом иконографии Корнилия исследователи называют небольшую икону-пядницу «Преподобный Корнилий поучает ученика своего Авраамия» конец XIX – начало XX вв. (частное собрание; святой ошибочно идентифицирован как преподобный Корнилий Комельский).

 



 
PR-CY.ru