КОРИН Павел Дмитриевич - Страница 5

В 1940 гг., как член Комиссии по охране памятников искусств, он отстаивал церковь Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители с нестеровскими росписями, уделял внимание состоянию Преображенского собора Новоспасского монастыря, Владимирской церкви Сретенского монастыря, храмов Новодевичьего монастыря. В 1960 гг. П.Д. Корин призывал сохранить церковь Воскресения Христова в Кадашах и её ландшафтное окружение. В последние годы жизни он принимал активное участие в общественной жизни, выступал и по вопросам охраны памятников старины, и по политическим проблемам: П.Д. Корин подписал «Письмо 25 деятелей советской науки, литературы и искусства Леониду Ильичу Брежневу против реабилитации Иосифа Виссарионовича Сталина» (1966 г.). У П.Д. Корина вызывало тревогу продолжавшееся небрежение по отношению к духовному и художественному наследию, он первым в советское время заговорил о необходимости восстановить всенародное почитание и воссоздать надгробия в Старом Симоновом монастыре святых Александра Пересвета и Родиона Ослябяти, героев Куликовской битвы. Легендарная тема воинов-защитников своей земли нашла выражение в последнем незавершённом триптихе П.Д. Корина «Сполохи» (1966–1967 гг.), которым он продолжил тему триптиха «Александр Невский». В центральной части воины в глубокой скорби несут с поля брани тяжелораненого князя Даниила Романовича Галицкого, в левой части – воин в кольчуге и шлеме, с обнажённым мечом сдерживает коня, прикрывая отступление своих товарищей; в правой части – отход русских войск, несущих стяг с ликом Спасителя. Художник успел написать только центральную часть триптиха, правая и левая остались в графитной прорисовке. Будучи потомственным иконописцем, П.Д. Корин как мало кто в его время понимал значение и ценность древних икон. Его стремление сохранить произведения древнерусской иконописи привело к созданию иконописной коллекции, сравнимой по качеству раритетов с собраниями государственных музеев. Древнейшим произведением в коллекции П.Д. Корина исследователи называют новгородскую икону Божьей Матери «Знамение» XII в. В собрание вошли иконы «Спаситель» (конец XIV – начало XV вв.) из Юрьева монастыря в Новгороде, «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова (последняя треть XVII в.), иконы строгановского письма и др. П.Д. Корин профессионально осуществлял реставрацию, расчистку древних икон, бережно и творчески относился к своей коллекции. Так, он подобрал к царским вратам северных устюжских писем изящные столбики строгановского письма, превосходно их дополняющие; соединил разъятые на четыре части двухрядные иконописные створки работы Емельяна Москвитина (начало XVIII в.) и др. Хотя главным критерием его выбора было качество иконописи, постепенно, как признавался сам П.Д. Корин, сформировалась коллекция, в которой оказались представлены почти все русские иконописные школы. Помимо иконописи в собрании П.Д. Корина есть лицевое шитьё (шитые пелены конца XVI в.), несколько крестов-энколпионов начала XII в., панагии XV в., медное литьё – кресты и складни. Всего в коллекции свыше 200 произведений. П.Д. Корин всегда был твёрдым в вере, ревностным христианином. Дома поддерживал православные традиции, в чём ему помогала супруга Прасковья Тихоновна Корина, которую он впервые увидел воспитанницей Марфо-Мариинской обители. Во время переписи населения в 1930 гг. на вопрос о вере в Бога ответил утвердительно, несмотря на возможные негативные последствия. В конце жизни П.Д. Корин был прихожанином Богоявленского патриаршего собора, где на правой стороне солеи ему ставили кресло. Отпевание П.Д. Корина в Успенской церкви Новодевичьего монастыря возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), которого П.Д. Корин портретировал для полотна «Реквием» в 1930 гг. Похоронен П.Д. Корин на Старом Новодевичьем кладбище в Москве. По завещанию П.Д. Корина его творческое наследие и иконописное собрание были переданы в Третьяковскую галерею (1968 г.) и представлены ныне в доме-музее П.Д. Корина в Москве, который является её филиалом. В 1974 г. был создан дом-музей П.Д. Корина в Палехе.



 
PR-CY.ru