КОРИН Павел Дмитриевич

КОРИН Павел Дмитриевич (1892–1967 гг.) – русский художник, реставратор, собиратель древнерусских икон. Родился в семье потомственных иконописцев. Окончил Палехскую иконописную школу (1907 г.), затем – Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве (1916 г.). С 1911 г. помогал Михаилу Васильевичу Нестерову в росписи храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве. Первая публикация работ П.Д. Корина состоялась в благотворительном житийном сборнике «Под Благодатным Небом» (Сергиев Посад, 1914 г.), составленном и выпущенном великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, где наряду с работами Василия Дмитриевича Поленова и Николая Константиновича Рериха были помещены репродукции двух икон молодого П.Д. Корина. В 1915–1916 гг. по предложению Елизаветы Фёдоровны П.Д. Корин расписал усыпальницу под Покровским храмом обители, для чего ездил в Ростов и Ярославль, чтобы увидеть древние фрески. Помещение усыпальницы представляет собой длинный узкий коридор, стены которого П.Д. Корин расписал образами ангелов, архангелов и святых. Коридор ведёт в крипту, где изображены Святая Троица (новозаветная) и деисусные фигуры Божьей Матери и св. Иоанна Крестителя. П.Д. Корин с молодости испытывал тяготение к большим живописным формам, масштабным композициям, подобным полотну «Явление Христа народу» Александра Андреевича Иванова, которого высоко чтил. Замысел композиции «Реквием», ставшей основной в творчестве П.Д. Корина и до конца не осуществлённой, оформился у него в дни похорон патриарха Московского и всея России Тихона в 1925 г., когда, казалось, вся православная Русь пришла в московский Донской монастырь отдать последний долг архипастырю. Большое значение для этой работы имела поддержка М.В. Нестерова. В «Реквиеме» П.Д. Корин стремился отразить настроение переломного и трагического для церкви времени. Наброски свидетельствуют, что автор первоначально планировал изобразить своих персонажей в Иосафатовой долине под Иерусалимом. Согласно поздним эскизам, на общей картине должен был быть изображён конец последней церковной службы, на Пасху 1918 г., в Успенском соборе Московского Кремля. Смысловым центром композиции являются митрополит Трифон (Туркестанов) в пасхальной ризе и архидиакон Михаил Холмогоров, за ними стоят патриарх Московский и всея России Тихон, будущие патриархи Алексий (Симанский) и Сергий (Страгородский), в правой части – иеромонах Пимен (Извеков; впоследствии также патриарх). Служащие и молящиеся с разными оттенками чувств воспринимают трагические события XX в., П.Д. Корин впоследствии записал: «Их трагедия была моей бедой..., сердце моё обливалось кровью». Исследователи отмечают, что замысел картины с течением времени трансформировался, менялся её колорит. В первых эскизах преобладали мрачные тона, краски и настроение Страстной седмицы, а после Отечественной войны, в которой церковь вновь показала себя неотъемлемой частью общества и начала возрождаться, П.Д. Корин усилил пасхальное начало композиции, введя яркую цветовую гамму, что исследователи видят на эскизе 1959 г. Неизменным в сюжете картины оставалось основное – изображение Святой Руси на пороге Второго пришествия Христа, Страшного Суда и Воскресения: не случайно взгляд служащего митрополита Трифона обращён к образу Спасителя в композиции «Страшный Суд» на западной стене Успенского собора.

 



 
PR-CY.ru