КОРИН Павел Дмитриевич - Страница 2

В центральных фигурах (диакона нарочито богатырской внешности с кадилом в поднятой руке и старца-архиерея в пурпурной пасхальной ризе) художник стремился передать мысль о превосходстве духа над творившимся в стране насилием, о «непоколебимости и силе Церкви Божией», которую, по предречению Христа, «врата адовы не одолеют» (слова самого художника). По совету Максима Горького, покровительствовавшего художнику, картина получила дополнительное название «Уходящая Русь» (позднее изменённое советскими искусствоведами на «Русь уходящую», что умаляет трагический смысл названия). Верный завету М.В. Нестерова – «искусство есть подвиг», П.Д. Корин относился к своему художественному дару с большой ответственностью. Применяя традиционный подход к созданию большой картины, состоящий из написания множества подготовительных этюдов, П.Д. Корин превратил каждый из них в самостоятельное произведение (1929–1937 гг.). На этих портретах запечатлены известные деятели церкви: митрополит Трифон (Туркестанов), митрополит Сергий (Страгородский), схиигуменья Фамарь (Марджанова), иеромонах Пимен (Извеков), архидиакон Михаил Холмогоров и др. Начал П.Д. Корин писать портрет и патриарха Алексия (Симанского), но из-за своей болезни (обширный инфаркт, 1957 г.) не смог его закончить. Галерея созданных им образов не была сведена на одном полотне, но, тем не менее, представляет собой замечательное явление русской живописи и культуры. Люди-типажи в этой галерее отличаются духовной наполненностью, высокой устремлённостью, твёрдым «стоянием» в вере. Каждый из них имеет свою психологическую характеристику, чему способствует мастерское использование цвета, особенно чёрного, имеющего на коринских полотнах множество оттенков. На творческую судьбу П.Д. Корина благотворно повлияла более чем полугодовая заграничная поездка в 1931–1932 гг., организованная для него и его младшего брата Александра Максимом Горьким, который высоко оценил первые этюды «Реквиема». Поездка через всю Италию с посещением острова Сицилии отозвалась в душе П.Д. Корина художественными открытиями, он оставил многочисленные зарисовки и панорамные пейзажи («Римская Кампания» (1931 г.), «Флоренция» (1932 г.) и др.). На обратном пути П.Д. Корину представилась возможность посетить Францию и проездом Германию, ознакомиться с художественным наследием этих стран. Подкрепил свои впечатления П.Д. Корин в повторной заграничной поездке в 1935 г., когда помимо Италии и Франции посетил Великобританию. В качестве «возмещения затрат» на поездку Максим Горький заказал П.Д. Корину свой портрет (1932 г.). Художник сумел запечатлеть на полотне скрытую трагедию Буревестника революции, оказавшегося не в состоянии принять её последствия. В 1932–1959 гг. П.Д. Корин – главный реставратор Музея изобразительных искусств. Направление его творчества шло вразрез с господствовавшим тогда соцреализмом. В 1936 г. умер Максим Горький, и П.Д. Корин, лишившись его поддержки, оказался под огнём критики. Так, комиссия во главе с председателем Комитета по делам искусств Платоном Михайловичем Керженцевым (Лебедевым) нашла его творчество «неактуальным»; кроме того, имела место личная вражда с П.Д. Кориным официозного Александра Михайловича Герасимова (впоследствии многолетнего президента Академии художеств) и зависть коллег-художников к огромной мастерской (полученной при содействии Максима Горького). Сохранить мастерскую тогда помог Алексей Николаевич Толстой, с которым П.Д. Корин познакомился в Сорренто у Максима Горького.

 



 
PR-CY.ru