КОРИН Павел Дмитриевич - Страница 3

П.Д. Корину пришлось прекратить работу над «Реквиемом» и заняться реставрацией как основной деятельностью. Чтобы оплачивать счета по содержанию мастерской и дома при ней и таким образом хотя бы в перспективе иметь возможность вернуться к работе над «Реквиемом», П.Д. Корин принял госзаказы на написание портретов современников, деятелей советской культуры, – актёров Леонида Мироновича Леонидова (1939 г.) и Василия Ивановича Качалова (1940 г.), художника М.В. Нестерова (1939 г.), невестки Максима Горького Надежды Алексеевны Пешковой (1940 г.), А.Н. Толстого (1940 г.), пианиста Константина Николаевича Игумнова (1941–1943 гг.), в дальнейшем – скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова (1947 г.), художников Кукрыниксов (1958 г.). Исследователи отмечают, что для этих портретов характерен реализм с особыми приёмами монументализации и экспрессии. П.Д. Корин выработал собственную стилевую манеру, пластически мощную, чеканную по форме изображения, соответствующую стремлению запечатлеть силу духа персонажей. Но в этом ряду были исключения, так П.Д. Корину пришлось выполнить и портрет начальника ОГПУ-НКВД Генриха Григорьевича Ягоды, по отзыву видевшего это произведение Фёдора Сергеевича Булгакова «вывернув его наизнанку» (позднее этот портрет был уничтожен властями), и давать уроки живописи сыну Лаврентия Павловича Берии, что во многом объясняет выживание художника в тех тяжёлых условиях. Во время Великой Отечественной войны П.Д. Корин создал исторический триптих «Александр Невский» (1942 г.), а также эскизы вариантов другого неосуществлённого триптиха – «Дмитрий Донской» (1943–1944 гг.). Центральный образ триптиха «Александр Невский» – князь-герой с суровым и благородным ликом, защитник своей земли, в кольчуге, латах, опирается на перевитый лентой меч – стал очень известным. В частности, он был перенесён на щит, водружённый на въезде в Новгород при освобождении города от фашистов, и затем многократно воспроизводился. В правой части триптиха («Старинный сказ») П.Д. Корин поместил обобщённый образ русского воина, взяв за основу портрет иеромонаха преподобномученика Феодора (Богоявленского) для «Реквиема» как символ духовной стойкости русского человека. И в том, и в другом триптихе фигурируют древнерусские червлёные стяги с ликом Спасителя, а в правой части триптиха «Александр Невский» он использует изображение Николая Чудотворца (напоминающее по иконографии образ Николы Можайского). После завершения войны П.Д. Корин был отправлен в ставку Георгия Константиновича Жукова в Бабельсберге (ныне район Потсдама), чтобы написать портрет маршала (1945 г.). Портрет получился героическим и был одобрен самим маршалом. После войны П.Д. Корин, как главный реставратор Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина, возглавил работы по реставрации картин Дрезденской галереи, среди них – «Сикстинской Мадонны» Рафаэля (1945–1955 гг.). Одновременно с реставрацией дрезденских полотен П.Д. Корин активно работал над заказами по оформлению строившихся станций Московского метрополитена. При этом он возродил не использовавшуюся со времён Михаила Васильевича Ломоносова технику создания мозаик, в которой наряду со смальтой применялись натуральные камни. Так, на потолочных картушах станции «Комсомольская» Кольцевой линии П.Д. Корин представил победные эпизоды русской истории, образы полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова.

 



 
PR-CY.ru