КИАРАН - Страница 15

В летописных источниках о почитании Киарана упоминается в связи с провозглашением «Закона Киарана» в области Коннахт (в 744, 788 и 814 гг.). В Житии Киарана и в анналах неоднократно говорится о реликвиях, связанных с памятью о святом, которые почитались в Клуан-Мокку-Носе и в других церквах. Согласно ирландскому Житию, в Клуан-Мокку-Носе вместе с Киараном были похоронены восемь учеников, с которыми он основал монастырь, его брат Доннан и «многие тысячи святых» («co n-ilmhiltib naobh archena»). В обители хранились реликвии апостолов Петра и Павла, во времена св. Патрикия спрятанные в дупле дерева прокажённым Комлахом. В анналах упоминания о святынях Клуан-Мокку-Носа связаны с тем, что их выносили из обители, давали на них клятву, несли перед войском в сражениях и т.д. О раке («scrín») Киарана упоминается под 899 г., когда её вывезли на остров Инис-Аньгин (см. также под 1052 г. в «Анналах Тигернаха», под 1018, 1021 и 1143 гг. в «Анналах Четырёх наставников»). Колокол Киарана, именовавшийся «щербатым» (Bernán Ciaráin), впервые упомянут под 974 г. в «Хронике ирландцев», в 1043 г. его вместе с «Посохом Иисуса» из Ард-Махи использовали в церемонии проклятия правителя области Тетба. По мнению исследователей, колокол хранился в церкви («tempull Bernáin Chíaráin»), о которой говорится в «Анналах Тигернаха» под 1077 г. В «Анналах Клонмакнойза» сообщается, что с помощью «белого колокола» исцелился от глухоты Диармад, сын Кербалла. Другой важной святыней был посох Киарана – «златолицый» («an Óraineach»), который в 931 г. утонул в озере, но вскоре был вновь обретён. С этой реликвией связана легенда о смерти правителя Федлимида, сына Кримтанна (ум. в 847 г.), которая также нашла отражение в анналах. По преданию, Федлимид разграбил владения церкви Клуан-Мокку-Нос, после чего ему явился Киаран и ударил посохом в живот. Вскоре правитель скончался, страдая от мучительной боли. В 1087 г. посох как святыню носили на поле боя. Под 1143 г. в «Анналах Четырёх наставников» говорится о принесении правителями клятвы над святынями из различных церквей, в том числе над «алтарём Киарана c его реликвиями: ракой Киарана, Златолицым, Великим Матфеем (в присутствии) аббата и приора» («altóir Ciarain cona miondaibh, scrin Ciaráin, An Ór-eineach, An Matha Mór, an t-abb & an prióir»). «Великий Матфей», скорее всего, как полагают исследователи, – Евангелие, хранившееся в Клуан-Мокку-Носе. В «Анналах Тигернаха» упоминается о тисовом дереве Киарана («an Íubar Ciaran»), которое в 1149 г. едва не погибло от удара молнии. Среди святынь, названных в Житии Киарана, но не упомянутых в анналах, – вощёные таблички с текстом псалмов, по которым учился святой, камень, служивший ему подушкой, и др. В Житиях неоднократно говорится о шкуре «бурёнки Киарана» («Sechi na hUidhri Ciaráin»), сохранявшейся в Клуан-Мокку-Носе как реликвия («in mind maith»). Согласно позднейшему преданию, из этой шкуры был изготовлен пергамент, на котором была написана «Книга Бурой коровы» («Lebor na hUidre») – сборник древнеирландских сочинений, созданный в Клуан-Мокку-Носе на рубеже XI и XII вв. В комплексе зданий средневекового церковного поселения в Клонмакнойзе сохранились руины «храма Киарана» – небольшой (5,9х4 м) церкви, по преданию построенной над могилой святого.

 



 
PR-CY.ru