КИАРАН - Страница 14

Киаран описан как великий подвижник; он провёл в обители св. Энды семь лет, исполняя обязанности молотильщика (triturator). Видение огромного дерева, которое символизировало величие Киарана, в Житии Энды описано дважды; его истолкование приписывается св. Финниану, посетившему остров Ара. Когда Киаран простился с Эндой и отправился в Ирландию, вслед за ним остров покинули пребывавшие там ангелы, но святой отослал их обратно. Исходя из житийных сказаний, исследователи полагают, что община св. Энды признавала старшинство церкви Клуан-Мокку-Нос. Другие церкви, о которых упоминается в Житии, в Средние века принадлежали общине Клуан-Мокку-Носа. Церковь Исел, или Исел-Киаран (Ísel Ciaráin – Киаранова низина), обычно локализуют на месте селения Бейлин (Туайфорд, близ города Атлон). Житийные данные об этой церкви исследователи связывают с конфликтом руководства Клуан-Мокку-Носа и родичей Конна Бедняков (ум. в 1060 г.), выкупившего эту церковь у местного правителя. В подчинении Клуан-Мокку-Носу находилась и церковь на острове Аньгин (об имущественных интересах общины Клуан-Мокку-Носа на озере Лох-Ри упоминается и в других источниках). В повести «Битва у Карна Коналла» говорится, что правитель Диармад (ум. в 665 г.), сын Аэда Слане, подарил общине Клуан-Мокку-Носа церковь Лиат-Манхан (ныне Леманахан, графство Оффали). Особое внимание в раннесредневековых текстах уделено отношениям Киарана и верховного правителя Диармада, сына Кербалла, которого считали предком правящих династий Южных О Нейлов. По преданию, Диармад, скрывавшийся от своего противника Туатала Маэлгарба, помог Киаране при строительстве монастыря. Благословение Киарана обеспечило Диармаду победу над врагом, захват верховной власти и долгое правление; после гибели правителя его голова была похоронена в Клуан-Мокку-Носе (самый подробный рассказ об этих событиях содержится в повести «Гибель Диармада, сына Кербалла»). Исследователи связывают предание о Киаране и Диармаде с сотрудничеством руководителей церкви Клуан-Мокку-Нос и династии Кланн Колман, потомков Диармада, которое было особенно тесным в первой четверти X в., в годы правления Фланна Синны и настоятеля Колмана, сына Айлиля (904–926 гг.). Почитание Киарана связано с процветанием общины Клуан-Мокку-Носа, до XII в. она была одной из крупнейших и самых влиятельных в Ирландии. В средневековых «триадах» Клуан-Мокку-Нос, названный «достоинством Ирландии» («ordan Hérenn»), упомянут среди крупнейших церквей на втором месте, после Ард-Махи. Статус Клуан-Мокку-Носа как «верховной церкви» («airdeclais»), усыпальницы правителей Ирландии, подчёркивается в ирландском Житии Киарана. Все церкви Ирландии получили из Клуан-Мокку-Носа «силу устава, мудрости и наставлений» («rucad greim riagla & ecna & forcetuil do uilib ecalsaibh na hEirenn»). Насельники обители должны хранить учение Киарана, т.к. оно послужило источником «множества уставов и обычаев» в церквах по всей Ирландии («ár is aisti berar ríagla & besa fo Eirinn uili»).

 



 
PR-CY.ru