КИАРАН - Страница 13

Сведения о таких «договорах», которые могли быть равноправными или закрепляли отношения зависимости, отражают политику церковных общин, заключавших «договоры» от имени св. основателей. Согласно Житию, особенно тесными и дружескими были отношения Киарана и св. Колумбы. В Житии св. Колумбы, составленном аббатом Адомнаном (ум. в 704 г.), описывается посещение Колумбой монастыря Клуан-Мокку-Нос при аббате Алитере (585–599 гг.), устроившем святому торжественную встречу (сведения об этом событии сохранились и в Житии Киарана). В VIII в. разгорелся конфликт между общинами Клуан-Мокку-Носа и Дермага (ныне Дарроу, графство Оффали), основанной св. Колумбой. Соперничество общин Киарана и св. Колумбы за влияние в центральных областях Ирландии обострилось в годы правления Домналла Миди (743–763 гг.), который оказывал предпочтение Дермагу. В 764 г. в сражении община Клуан-Мокку-Носа одержала победу над войском Дермага. К концу IX в. отношения между общинами стали мирными; этому способствовала политика верховного правителя Фланна Синны (879–916 гг.): он пытался сохранить равновесие между крупными церквами. В XI в. Клуан-Мокку-Нос поддерживал связи с церковью Кенаннас (ныне Келлс, графство Мит), которая стала центром почитания св. Колумбы в Ирландии. Предание о союзе Киарана и св. Коэмгена, по мнению исследователей, отражает близкие отношения Клуан-Мокку-Носа и церкви Гленн-Да-Лоха (ныне Глендалох, графство Уиклоу); её основателем считался Коэмген. Договор между обеими церквами исследователи, скорее всего, готовы отнести к X в., когда позиции церкви Гленн-Да-Лоха были ослаблены из-за политических неурядиц в области Лаген (Лейнстер), но контакты между общинами поддерживались и в XI в. В комплексе церковного поселения в Глендалохе сохранились руины храма, по преданию освящённого в честь Киарана. В Житии Киарана говорится о тесных отношениях святого с его наставником Финнианом, который почитался как основатель церкви Клуан-Ирард (ныне Клонард, графство Мит), ставшей в IX в. одной из важнейших церквей области Миде. Согласно ирландскому Житию, Киаран был любимым учеником Финниана, но в сохранившихся Житиях Финниана сведения об этом отсутствуют. По мнению исследователей, эпизоды, в которых говорится о Финниане, были добавлены в агиографическую традицию Киарана в то время, когда община Клуан-Мокку-Носа стремилась установить равноправные отношения с церковью Клуан-Ирард, возможно, в начале X в. Об отношениях Киарана со св. Эндой, основателем церковной общины на острове Ара, более подробно говорится в Житии св. Энды, сохранившемся лишь в поздней оксфордской редакции («Vita sancti Endei abbatis de Arann»).

 



 
PR-CY.ru