КИАРАН - Страница 12

Несколько строк из гимна св. Колумбы, приведённых в ирландском Житии, дают исследователям основание полагать, что гимн сохранился не полностью. Киаран прославляется как «святой священнослужитель», «посланник Христа», «апостол», говорится о его блаженной кончине и вознесении на небеса. Исследователи полагали, что на формирование агиографической легенды о Киаране повлияли события из истории церковной общины Клуан-Мокку-Носа, в частности, её отношения с другими ирландскими церквами. Упоминания о св. Патрикии, якобы предсказавшем рождение Киарана, связаны с отношениями Клуан-Мокку-Носа и церквей, основание которых приписывалось Патрикию, главным образом, церковь Ард-Маха (ныне Арма, Северная Ирландия). В «Трёхчастном житии» св. Патрикия, в глоссах к Мартирологу Оэнгуса и в виде отдельного сказания сохранилась легенда о реликвиях, спрятанных на месте церкви Клуан-Мокку-Нос. Согласно «Трёхчастному житию», прокажённый Комлах, ученик Патрикия («clam Pátraic»), открыл источник, впоследствии названный в честь Киарана, и был первым похоронен на месте Клуан-Мокку-Носа. Позднее через это место проходил епископ Мунис, возвращавшийся из Рима с реликвиями. Устраиваясь на ночлег, Мунис положил реликвии в дупло дерева, которое сомкнулось и поглотило святыни. Узнав об этом, св. Патрикий сказал, что реликвии понадобятся Киарану, «сыну жизни» («macc bethad»), которому суждено построить там церковь. В глоссах к Мартирологу Оэнгуса говорится, что реликвии спрятал в дупле дерева Комлах. В сочинении Тирехана о св. Патрикии (вторая половина VII в.) приведено предание о диаконе Юсте, которому Патрикий поручил управление церковью Фидарте (ныне Фьюэрти, графство Роскоммон). В старости Юст крестил младенца Киарана по богослужебной книге, подаренной ему Патрикием. Между смертью Патрикия и рождением Киарана прошло 140 лет. В «Трёхчастном житии» 140 лет – возраст диакона Юста во время крещения им Киарана. Легенды о св. Патрикии и Киаране исследователи связывают с соперничеством церковных общин Ард-Махи и Клуан-Мокку-Носа с VII в. По свидетельству Тирехана, община Клуан-Мокку-Носа (familia Clono) пыталась установить контроль над «свободными» церквами, высшая юрисдикция над которыми принадлежала Ард-Махе. В VIII–IX вв. обе церковные общины боролись за влияние, особенно в области Коннахт. В Житии Киарана неоднократно упоминается о «братстве» («fraternitas»), об «общности» («societas»), о «единении» или «согласии» («oentu») между Киараном и другими святыми – Финнианом, Сенаном, Киараном Старшим, Коэмгеном и т.д.

 



 
PR-CY.ru