КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 26

Отличительной чертой оффиция в «Плавании Брендана» исследователи называют отсутствие гимнов. Повечерия (комплетория) в главах 11 и 17 также нет, но оно упоминается в главе 12 (аббат возглашает «Deus in adjutorium», затем хор поёт некое прославление Пресвятой Троицы, стих Пс. 4:9–10, и совершается служба часа). Сведения о богослужении в монастыре Тамлахта и связанном с ним движении Кели Де довольно исследователи считают запутанными. В трактате «Монастырь Тамлахта» (первая половина IX в.) приводится несколько вариантов оффиция. Литургические указания в трактате исследователям не всегда понятны из-за лаконичности и частичного повреждения текста. Одной из особенностей практики Кели Де исследователи называют совершение молений в особой позе (crosfigell) – простёршись ниц или преклонив колени и раскинув руки в стороны, как бы изображая крест. В главе 5 описывается служба Элара из Лох-Кре, в которой Beati поются не в составе бдения, а в середине дня как дополнение к суточному кругу. Псалтирь читается целиком, после 50 псалмов совершается коленопреклонение, и читаются Beati и Magnificat. В главе 8 сказано, что Маэл Дитруб после каждого второго псалма вставлял краткую литанию, обращённую к архангелу Михаилу, Пресвятой Деве и святому дня (ora pro nobis). После ноктурн он совершал особое чинопоследование: гимны «Celebra Juda», «Cantemus in omni die», Пс. 50 или только стих Пс. 50:11 (Averte faciem), гимн «Hymnum dicat», Beati и Magnificat. Сообщается также, что, когда Beati поются в рефектории, к ним присоединяются Magnificat, гимн «Hymnum dicat» и антифон «Unitas in Trinitate», Пс. 68 или только стих Пс. 68:14 («Ego vero orationem»). На воскресном бдении Beati удваиваются. Во время воскресной трапезы читаются Пс. 50, молитва «Columba sancte» и литания. В главе 28 Маэл Руан предписывает петь гимн архангелу Михаилу перед сном и гимн Пресвятой Деве Марии утром, в середине дня в воскресенье – гимн архангелу Михаилу, Beati, «Hymnum dicat», вечером в воскресенье – гимн Пресвятой Деве и Beati, сто коленопреклонений, гимн «Hymnum dicat» и антифон «Unitas in Trinitate» или гимн «Cantemus in omni die». В главе 29 говорится о чтении четырёх Евангелий за трапезой в течение года (целиком, начиная с Евангелия от Матфея). В главе 30 описывается оффиций, в котором на первом часе поются Beati и «Hymnum dicat», первые 50 псалмов с Beati и «Cantemus in omni die», вторые 50 псалмов с Beati и гимном архангелу Михаилу, потом третьи 50 псалмов с Beati и гимном Пресвятой Деве, в конце «Отче наш» 30 раз. В главе 31 указано деление каждой из трёх групп псалмов на четыре части, между ними следует читать «Отче наш» и совершать коленопреклонения. При псалмопении чередуется сидение и стояние. В главе 33 приводится несколько вариантов распределения библейских песней во время пения псалмов. В другом сочинении, известном исследователям как «Учение Маэл Руана» (середина IX в.), говорится, что Пс. 118 читается 12 раз вместо всей Псалтири.

 



 
PR-CY.ru