КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 21

Перечень чинов, составляющих церковную иерархию, в ирландских источниках излагается по-разному. Тирехан изображает св. Патрикия окружённым епископами, пресвитерами, диаконами, экзорцистами, остиариями и чтецами. В «Collectio Canonum Hibernensis» вслед за св. Исидором Гиспальским говорится о семиступенчатой иерархии: остиарий, экзорцист, чтец, субдиакон, священник, епископ. Однако в ряде источников упоминается о том, что в церковную иерархию, по мнению исследователей, под влиянием галликанской традиции («Statuta ecclesiae antiqua» и др.), могли включать аколита (аколуфа), псалмиста и клирика, имеющего тонзуру. Гилберт, епископ Лимерика, опиравшийся на сочинения Амалария Мецского и рукописи Понтификала, причислял к церковной иерархии остиария, чтеца, экзорциста, аколита, субдиакона, диакона и пресвитера. Епископское служение он рассматривал, с одной стороны, как особое и выделяющееся из иерархии, с другой – как идентичное пресвитерскому. Псалмиста и кантора (певца) епископ не включал на том основании, что их функции может исполнять любой мирянин. В Англии и на франкских землях отношение к ирландским клирикам было настороженным, поскольку многие считали, что они не имеют правильной хиротонии, но в чём заключалось отличие, исследователям неясно. Скорее всего, как полагают исследователи, речь идёт о рукоположении нового епископа только одним епископом, что противоречило древним церковным правилам (во втором Житии св. Самсона говорится об участии трёх епископов, но это уже IX–X вв.). Гильда приводит те чтения из Священного Писания, которые звучали во время ординации (1 Петр. 1–2; Деян. 1:5–21; 1 Тим. 3; Мф. 21:13–19), и отмечает, что руки поставляемого неким образом освящались. При этом он не говорит о возложении рук. В Житии св. Бригиты авторства Когитоза (VII в.) упомянуто помазание елеем головы епископа. Исследователи отмечают, что этот обряд в ранней римской традиции не встречается, однако в галликанских и романо-галликанских памятниках он есть: например, в Missale Francorum – помазание рук при хиротонии, в Желлонском Сакраментарии – головы и руки. Исследователи полагают, что ирландцы составили обряды ординации, ориентируясь на образы, заимствованные из Ветхого Завета (Лев. 16:32; 21:10). Обязанность клириков посещать больных отмечена в Пенитенциалах. Для больных и умирающих совершались чинопоследование помазания елеем и причащение запасными Дарами (виатик). Сохранилось четыре развёрнутых чина – в «Книге Диммы», «Книге Молинга», «Книге из Дира» и «Миссале Стоу». Поскольку все эти рукописи представляют собой или имеют в своём составе Евангелие, исследователи предполагают, что одним из важных элементов чина было чтение или возложение Евангелия на болящего. В «Книге Молинга» и «Книге из Дира» чин начинается с «Oremus» и общей молитвы о больном с прошением к Богу послать Своего ангела (параллели есть в Missale Gothicum). Далее совершается благословение воды (исследователи полагают, что это – остаток чина крещения больного или умирающего). Помазание совершается при чтении формулы «Unguo te». Больной читает Символ веры (в рубрике отмечается, что он должен простить всех). Затем читается «Отче наш» и совершается причащение под двумя видами (похожие формулы на причащение встречаются в Геласианских Сакраментариях в чинах крещения в опасности смерти (ad succurendum)). В конце читаются благодарственные молитвы и псалмы.

 



 
PR-CY.ru