КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 22

В «Книге Диммы» и «Миссале Стоу» в начальных прошениях больше выражена забота о спасении души больного, а не об исцелении тела. Исследователи полагают, что такая эволюция чина связана с движением Кели Де. В этом чине есть чтения из Священного Писания (в «Книге Диммы» – 1 Кор. 15:19–22 и Мф. 22:29–33; в «Миссале Стоу» – Мф. 24:29–31 и 22:29–33). Последнее помазание в «Книге Диммы» совершается с формулой: «Помазываю тебя елеем освящения во имя Бога Отца, и Сына, и Духа Святого, дабы исцелился во имя Пресвятой Троицы». После этого больной читает Символ веры. Формула при причащении: «Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога живого, да сохранит душу твою в жизнь вечную». Исследователи полагают, что под влиянием Ветхого Завета (в частности, Лев. 21:1–12) в Ирландии появился запрет священникам присутствовать при последних минутах жизни больного, поскольку после этого требовалось их новое посвящение епископом. По этой причине забота об умирающих была возложена на членов общины Кели Де, не имевших сана. Церковного чина благословения брака в ирландских источниках не сохранилось. Исследователям не известно, совершался ли он до того, как римский обряд занял господствующее положение в Ирландии. Сохранились фрагменты чинов посвящения дев и благословения вдов. По словам Гилберта, епископа Лимерика, эти чины в отсутствие епископа мог совершать пресвитер. Наряду с предкрещальными экзорцизмами исследователям известны отдельные молитвы на изгнание нечистых духов (например, в Бангорском Антифонарии – Collectio super hominem qui habet diabolum). По мнению исследователей, в этих же целях использовались св. вода и освящённая соль (молитвы в «Миссале Стоу» и во фрагменте Сакраментария 1395 г.). Лучше всего сохранился чин освящения церкви. Он представлен в трактате из рукописи XI в. Чин состоит из четырёх основных частей. Сначала освящается пол церкви. Поётся интроит, и совершается вход в храм, шествие от входа до алтарной перегородки (ирл. crand mbith) проводится с пением Пс. 65:13, потом «Laudabo te» и «Отче наш»; освящение внутри алтарного пространства проводится с пением Пс. 75:3 и антифона на основе Мф. 21:13. Освящаются вода и соль, читаются две молитвы на изгнание демонов и молитва освящения пола. Кульминацией служит написание алфавита на полу храма дважды – с юго-востока на северо-запад и с северо-востока на юго-запад (обе линии пересекаются в буквах «O»). Во второй части чина освящаются алтарь и его принадлежности. Сначала благословляются гостия, вино и вода. Потом освящается престол, на котором епископ ножом вырезает четыре креста на четырёх углах и три креста посередине. Престол омывается водой, смешанной с гостией и вином. Далее совершается каждение с пением стиха Пс. 140:2 (в других чинопоследованиях каждение не встречается). Св. елеем на престоле изображаются семь крестов. Освящаются покровцы, патены, корпорал, чаши, и, наконец, совершается общее освящение алтаря. В третьей части происходит освящение внешней стороны храма. Епископ в сопровождении двух пресвитеров обходит храм. Он вырезает крест на колонне возле входа в храм с востока. Шествие сопровождается пением 12 степенных псалмов (Пс. 119–130), «Gloria» и «Sicut erat in principio». В конце читается Пс. 23, и совершается вход с интроитом.

 



 
PR-CY.ru