КЕЛЬТСКИЙ ОБРЯД - Страница 23

Последняя часть чина в кодексе повреждена. Исследователям известно лишь, что внутреннюю часть храма епископ и диакон кропили св. водой с пением Пс. 50, 5, «Gloria» и «Sicut erat in principio» (схематичное изображение этого чина сохранилось в рукописи конца IX в., из аббатства Ландевеннек). В ирландских источниках описывается несколько вариантов служб суточного круга. При этом исследователям неясно, какой из них являлся наиболее типичным и использовавшимся в кафедральном и приходском богослужении. В трактате об истоках оффиция «Ratio de cursus» (до 767 г.) излагается происхождение шести вариантов служб суточного круга: Cursus Romanus, Cursus Gallorum, Cursus Scottorum, Cursus alius orientalis, Cursus Sancti Ambrosii, Cursus Sancti Benedicti. Собственно ирландский оффиций (Cursus Scottorum), по мнению автора трактата, берёт начало от апостола Марка и через святых Василия, Григория Назианзина и египетских отцов переходит к Иоанну Кассиану, а от него – к Гонорату Леринскому, Кесарию Арелатскому и другим галльским святым. От них этот оффиций заимствовал св. Патрикий, а тот передал святым Комгаллу и Вандилоху (есть гипотеза о том, что речь идёт о бретонском св. Винвалоэ, а значит, трактат следует датировать более поздним временем). Из сочинений св. Колумбана исследователям известен устав богослужения, принятый в основанных им монастырях. Суточный круг состоял из восьми служб: второго часа (ad secundam, аналог первого часа в других литургических традициях; такое же название встречается в «Правиле для дев» Кесария Арелатского и в каноне 19 Гильды), третьего (ad tertiam), шестого (ad sextam), девятого (ad nonam), вечерни (ad vespertinam), службы в начале ночи (ad initium noctis), службы в середине ночи (ad medium noctis), утрени (ad matutinam). Все псалмы сгруппированы в блоки по три псалма (chori). Внутри каждого блока первые два псалма читаются подряд, а третий поётся антифонно. Самой длинной и важной является утреня. Количество псалмов на ней меняется в зависимости от времени года. С 1 ноября по 25 марта полагается 75 псалмов и 25 антифонов. С 25 марта по 24 июня каждую неделю сокращается количество псалмов и антифонов, пока не останется 36 псалмов и 12 антифонов. С 24 июня по 1 ноября каждую неделю прибавляется по три псалма и одному антифону, пока общее число не достигнет 75 псалмов и 25 антифонов за службу. В будние дни на утрене полагается 36 псалмов зимой и 24 псалма летом без возрастания или убывания. Дневные часы состоят из трёх псалмов с прошениями (о своих грехах, за всех христиан, за священство, за творящих милостыню, о мире, за врагов). Ночные часы (ad vespertinam, ad initium noctis, ad medium noctis) состоят из 12 псалмов (canonicus duodenarius psalmorum numerus). В этом исследователи обычно видят влияние восточной традиции, хотя эта практика могла появиться под влиянием сочинений Иоанна Кассиана. В девятой главе «Regula Coenobialis» упоминается пение гимнов в воскресные дни и на Пасху. Похожий, но более простой чин сохранился в «Правиле некоего отца». Суточный круг состоит из бдения до пения петухов, мессы на заре, трёх дневных часов (по три псалма на каждом часе), трёх ночных часов (на каждом по 12 псалмов, молитвы, чтения из Ветхого и Нового Заветов).

 



 
PR-CY.ru