КОЛЛИВАДЫ - Страница 16

В частности, противники колливадов обвиняли их в том, что те не видят различий между малым и великим освящением воды и даже между антидором и Святыми Дарами. Афанасий Паросский отвергает подобную клевету, в первом случае указывая на уникальный характер великого освящения, «имеющего силу бани пакибытия», а во втором – говоря, что антидор отличается от Святых Даров постольку, поскольку он «причастен некоей благодати, а там (т.е. в Святых Дарах) истинно и в собственном смысле слова по пресуществлении обретается Сам Иисус Христос, Бог наш». Исследователям интересно разъяснение колливадов по поводу освящения икон. Так, Афанасий Паросский, ссылаясь на учение седьмого Вселенского собора, утверждает, что иконы не требуют какого-либо внешнего освящения или молитвы, «чтобы стать священными, святыми и достойными поклонения», поскольку они сами по себе, т.е. от самого изображения и надписания, имеют освящение. Необходимость специальных молитв или помазания миром для освящения иконы преподобный Афанасий решительно отвергает, приравнивая такие действия к иконоборчеству. Исследователи полагают, что в качестве доказательства своей позиции противники колливадов приводили свидетельство Требника (Евхология), однако эта апелляция к современным богослужебным книгам также не вызывала сочувствия у колливадов К.: прп. Афанасий говорит, что, во-первых, молитва, помещённая в Требнике, не может быть главнее, чем авторитет Вселенского собора, а во-вторых, что она появилась не раньше чем сто лет назад, а в древних Евхологиях не находится (эту позицию вполне разделял и Никодим Святогорец, о чём он прямо пишет в комментариях к вступительной части толкований на каноны седьмого Вселенского собора). В этих опровержениях снова на первый план выступает основной нерв учения колливадов: авторитет Священного Предания не может быть поколеблен позднейшими обычаями и нововведениями, какими бы намерениями ни руководствовались их защитники. Гонения, воздвигнутые на колливадов на Святой Горе в 1770–1780 гг. и периодически возобновлявшиеся, позднее привели к тому, что значительное число колливадов посвятили себя возрождению духовной жизни и обустройству пришедших в упадок монастырей в других областях Греции, преимущественно на островах. О некоторых из них исследователям известно немногое (так, например, о Сильвестре Кесарийском, опытном молитвеннике, упоминается в небольшой заметке в сочинении Афанасия Паросского); он, как и другие колливады, одно время подвизался на острове Идра и был знаком с юным Николаем Калливурцисом (будущий преподобный Никодим Святогорец). Иеромонах Иерофей, переселившись на остров Идру, стал ктитором монастыря св. пророка Илии, и, по свидетельству издателя его Жития, даже в наши дни жители острова свято чтут предания этой обители, в частности, там никогда не совершают поминовения усопших в воскресные дни. На острове Скиатос на руинах древнего монастыря иеромонахом Нифонтом Хиосским, «вождём колливадского рассеяния», и монахом Григорием Хаджистаматисом была воздвигнута обитель Благовещения, которая впоследствии стала знаменитой благодаря подвижнической жизни её основателей и насельников, их духовно-просветительской деятельности и богатой библиотеке. Монастырь Благовещения был известен преимущественно как «колливадская» обитель. О нём и о его насельниках с благоговением отзывались многие видные греческие просветители, например, Никодим Святогорец, Константин Икономос и др.

 



 
PR-CY.ru