КОЛЛИВАДЫ

КОЛЛИВАДЫ – движение в защиту святоотеческого предания как в литургической практике православной церкви, так и в других областях церковной жизни. Зародилось в среде афонского монашества в середине XVIII в., но достаточно быстро охватило и другие области Греции, в особенности греческие острова Эгейского моря. Активность колливадов приходится на период 1750–1820 гг., а в отдельных областях наблюдается и в последующие годы. Многие духовные движения конца XIX и XX вв. претендовали на связь с колливадами. Название, данное противниками колливадов, происходит от основного предмета споров, в результате которых возникло движение колливадов: приношения колива в память об усопших по воскресным дням. Представители колливадов никогда не признавали этого наименования, считая его позорной кличкой, и полагали, что оно больше подходит их противникам, т.к. именно они, а не так называемые колливады приносят коливо по воскресеньям. По этой причине высказывалось мнение, что наименование «колливады» неприменимо к защитникам Cвященного Предания XVIII–XIX вв.; в качестве замены предлагались различные варианты, например, «филокалические отцы», «отцы филокалического возрождения» и др. Однако, как полагает С. Пасхалидис, нет смысла отказываться от названия колливады, т.к. оно «утратило свою отрицательную тональность, будучи неким образом «освящено» теми лицами, которые носили это насмешливое название при жизни», и используется современными исследователями как обычный технический термин при описании событий прошлого. В церковной среде термин «колливады» также давно утратил отрицательную окраску, что сделало возможным его широкое использование в службе Собору святых колливадов. Противники иногда именовали колливадов также «субботниками», т.к. они указывали именно на субботу как на день, предназначенный для поминовения усопших. Поскольку движение зародилось на Святой Горе Афон, большую часть колливадов составляли монахи-святогорцы, по происхождению принадлежавшие к различным социальным слоям и отличавшиеся по уровню образованности. В дальнейшем многие из них были вынуждены покинуть Афон; некоторые продолжали подвизаться в общежительных монастырях или в качестве отшельников, немногие посвятили себя преподавательской деятельности (наибольшую известность приобрели иеродиакон Неофит Кавсокаливит, преподобный Афанасий Паросский). Колливады никогда не были организованны, не имели какого-либо общепризнанного центра, действовали в различных местах Греции. Несмотря на то, что большинство известных колливадов разделяли одни и те же идеи, были и исключения, наиболее заметным из которых стал иеродиакон Неофит Кавсокаливит, одним из первых вступивший в спор, однако достаточно быстро (уже в 1759 г.) удалившийся со Святой Горы и фактически действовавший независимо от колливадов. С. Пападопулос выделял «строгих» колливадов (типичным представителем этой категории он считал преподобного Афанасия Паросского), полагая, что их позиция отличалась большей жёсткостью от той, которую занимали другие известные церковные деятели, обычно причисляемые исследователями к колливадам: в первую очередь, преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Нотара, митрополит Коринфский.

 



 
PR-CY.ru