КОЛЛИВАДЫ - Страница 12

По мнению исследователей, адресат послания Никифор Феотоки почёл за благо обратиться к Никодиму Святогорцу, а тот, в свою очередь, поручил Афанасию Паросскому взяться за опровержение сочинения Неофита как содержащего уже осуждённую некогда ересь (такой вывод исследователи готовы сделать на основании слов Никодима в его «Исповедании веры», где, однако, ни Неофит, ни Афанасий не упоминаются по именам). Опровержение было составлено в виде письма, состоящего из трёх глав и озаглавленного «Послание, направленное на опровержение (высказанного) некими лжеучения (букв. «злославия») о Господнем Теле». К этой теме Афанасий обращается и в другом, более позднем сочинении, однако и в нём он не упоминает имени Неофита, хотя подробно рассматривает саму проблему. Афанасий Паросский не видел ничего удивительного в том, что Неофит Кавсокаливит взялся за письменное подкрепление лжеучения с «неудержимой ревностью», поскольку считал главным качеством Неофита упрямство. Несмотря на то, что Неофит Кавсокаливит, несомненно, воспринимался колливадов как человек, принадлежащий к их кругу, его непримиримость, склонность к ревности не по разуму и произвольной ревизии церковного Предания не вызывали симпатий у протагонистов движения колливадов. Афанасий Паросский писал: «…С печалью говорю, что и учителем, и другом нашим был Неофит, но да будет предпочтена истина. Ибо то ли от самомнения, то ли по какой другой причине почитая свои собственные утверждения больше должного, он явился упрямствующим не только в этих догматических (вопросах), но и в своей «Грамматике»… И страшно не только то, что он сам себе повредил, но и то, что он (нанёс вред) и многим другим…». Афанасий говорит о том, что Неофит устно раскаивался в своём заблуждении. Позиция Неофита в данном вопросе повлекла за собой обвинения всех колливадов в ереси, в связи с чем и были написаны как соответствующие тексты Афанасия, так и «Исповедание веры» Никодима. Аргументация их такова: они утверждают, что таинство Евхаристии есть воспоминание всего спасительного домостроительства, но в особенности – воспоминание крестной Жертвы, смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, Который после Его воскресения посредством причащения постоянно предлагается в пищу верным. Лжеучение, утверждающее, будто верные приобщаются Телу Христову до Воскресения, представляет собой соборно осуждённую ересь, а мнение, что Господне Тело «в нас, как во гробе, погребается и с того момента становится нетленным, – явный вздор». Именно поэтому колливады считают крайне необходимым соблюдение возношения Святых Даров на возглас «Святая святым» как «образа» и «символа» Воскресения, и, следовательно, причащения Воскресшему Христу, чтобы не оказалось ущербным воспоминание домостроительства спасения. Приступая к причащению, верные приобщаются не бездушному, но живому и одушевлённому Телу Господа. Тело Христово до преложения лежит на дискосе «не как на Кресте, но как во Гробе». После преложения и возношения, представляющем собой «образ Воскресения», Тело Христово – живое и одушевлённое. Тело Христово не могло бы иметь свойств нетленного, если бы не было воскресшим.

 



 
PR-CY.ru