КОЛЛИВАДЫ - Страница 14

Расстановку сил внезапно изменило вмешательство вторично занявшего Константинопольский престол патриарха Каллиника V (1808–1809 гг.), который по наущению некоего афонского монаха потребовал лишить Иерофея духовнического достоинства, о чём в сентябре 1808 г. было издано соответствующее постановление. В послании патриарха Иерофей именовался «одним… из шайки колливадов», его обвиняли в возобновлении спора о коливе и Святом Причащении. Иерофей был вынужден покинуть Святую Гору и обосноваться на острове Идра, где, подобно другим колливадам, внёс значительный вклад в духовную жизнь. Никодим на этот раз не пострадал, но подвергался нападкам вплоть до кончины (1809 г.). Урегулирование спора произошло позднее. В августе 1819 г. Константинопольский патриарх Григорий V (третье патриаршество: 1818–1821 гг.) издал грамоту, в которой предпринималась очередная попытка примирить враждующие стороны: совершать поминовения дозволялось в субботу, воскресенье и прочие дни, но в отношении частого причащения поддержка оказывалась позиции колливадов. Подобные грамоты издавались и в дальнейшем: в феврале и марте 1836 г. и ноябре 1846 г. патриархами Григорием VI (1835–1840 гг.) и Анфимом VI (1845–1848, 1853–1855, 1871–1873 гг.). К середине XIX в. споры на Святой Горе практически угасли, хотя некоторые отголоски их можно уловить и в последующие эпохи. Проблема частого причащения оставалась актуальной для монашеской жизни Святой Горы и Греции вообще и в течение XX в., хотя в последние десятилетия, скорее, возобладала точка зрения колливадов. XIX век также отмечен оживлением духовной жизни на островах Греческого архипелага, во многом благодаря переселившимся туда колливадам. Колливады считали наиболее подходящим для поминовения усопших днём субботу (хотя и не отрицали возможности совершения заупокойных молений в другие дни, кроме воскресенья, статус которого радикально отличается от присущего прочим дням недели). Колливады указывали, что суббота – по преимуществу «день покоя», в то время как воскресенье – день «обновления», воскресения Спасителя, проображающий воскресение мёртвых силой Христова воскрешения. День покоя прекрасно подходит для поминовения усопших, поскольку они пребывают ныне «в тлении, бесчестии и немощи», и церковь, совершая заупокойные моления, просит Бога о прощении их прегрешений, чтобы они оправданными предстали пред Лицом Божьим в день воскрешения. Совершать поминовения в день воскресный, согласно колливадам, не просто неправильно, но и грешно, т.к. основная «тема» этого по преимуществу праздничного дня – радость о воскресшем Спасителе, а поминовение усопших исполнено плача и печали. Воскресенье – день «Владычний и Царственный», а поминовение колливады именуют днём «рабским и смиренным». Седьмой день, суббота – день субботствования мёртвых во гробе, почтенный Самим Спасителем, изволившим пребыть во гробе в этот день, а восстание из гроба и восстановление всяческих проображается днём восьмым, т.е. воскресеньем. Никодим Святогорец даёт наиболее развёрнутую апологию этого различия и приводит 12 «преимуществ» воскресного дня перед всеми прочими. В подкрепление своего мнения колливады представляют различные свидетельства, в частности, ссылаются на «Апостольские постановления». Одним из самых весомых для колливадов был аргумент из богослужебных книг и церковного Устава, поскольку в них определяется поминовение усопших только по субботам и воспрещается в воскресные дни и Господские праздники.

 



 
PR-CY.ru