КОЛЛИВАДЫ - Страница 13

Исследователи не сомневаются, что Неофит Кавсокаливит придерживался (по крайней мере, в какой-то момент своей деятельности, когда и были написаны соответствующие тексты) мнения о тленности Тела Христова до Причащения, а кроме того, призывал к ежедневному причащению, что также не встречало поддержки в среде колливадов. Однако обвинения в его адрес, будто он считал необходимым причащаться дважды или трижды в неделю из-за того, что верные причащаются не всему Телу Христову, а лишь части его, исследователи считают беспочвенными (хотя и высказываются отдельными исследователями). Тем не менее, исследователи не сомневаются, что подобные обвинения высказывались в адрес колливадов, свидетельством чему служат апологетические тексты протагонистов движения. Обвинения такого рода выдвигались и после того, как противники колливадов в 1804 г. перехватили письмо, адресованное неизвестному лицу в Константинополь, и внесли в него злонамеренные искажения. Мнение, согласно которому адресатом письма был духовник Иерофей, исследователи считают ошибочным: Иерофей никогда не был в Константинополе, а духовником Святой Горы был назначен только в 1805 г. Одно из последних столкновений по поводу практики частого причащения с участием Никодима Святогорца и старца Иерофея произошло в начале XIX в. Став общим духовником Святой Горы, Иерофей начал, по свидетельству его Жития, «исповедовать и учить всех жить по Евангелию и по преданию св. отцов», что вызвало недовольство части монахов, которые принялись обвинять старца, по сути, возобновляя практически угасший к тому времени «колливадский спор». Во главе группы недовольных встал иеродиакон Амвросий, незадолго до этого прибывший из Константинополя и поступивший в монастырь Эсфигмен. Как и противники колливадов в начале спора, Амвросий называл Иерофея «еретиком и фармазоном», утверждая, что духовник дозволяет причащаться без надлежащего приуготовления. Попытки Иерофея доказать Амвросию свою невиновность не принесли результата, и тогда к увещанию иеродиакона приступил почитаемый на Афоне учитель Никодим Святогорец, но и его доводы не возымели действия: Амвросий стал обвинять не только Иерофея, но и Никодима. Поскольку Амвросий стал требовать от Протата, чтобы Иерофея «как еретика» лишили духовнического звания и изгнали со Святой Горы, протэпистаты (см. в ст. Афон) были вынуждены созвать Собор. 19 мая 1807 г. представители всех двадцати афонских монастырей рассмотрели дело. Иерофей выступил с апологией своих взглядов и был оправдан, а его противник осуждён, причём Иерофею, как духовнику, было предоставлено назначить Амвросию подобающую епитимию. Старец Иерофей попросил Амвросия прийти в храм Протата и публично попросить прощения у отцов, т.к. он ранее публично высказывал свои обвинения, однако иеродиакон предпочёл покинуть Святую Гору. Таким образом, Собор выказал благоволение к колливадам и их учению и осудил нападки на них. 13 июня 1807 г. Никодим Святогорец представил в Кинот Святой Горы своё «Исповедание веры», в котором последовательно опроверг все выдвинутые против него иеродиаконом Амвросием и давним его недоброжелателем Феодоритом обвинения. Выслушав учителя, Кинот разослал окружное послание ко всем монастырям Святой Горы, в котором провозглашалась невиновность Никодима, и восстанавливалось его доброе имя. В том же 1807 г. было выпущено и постановление патриарха Григория V, также благосклонное по отношению к колливадам.

 



 
PR-CY.ru