КЛИРОС - Страница 5

Клирошане платили епископу так называемую малую подать («куницы» и «подъездное»). Деятельность клироса основывалась на коллегиальности. Средства существования складывались из доходов с имений, платы за поставление священников, пени с судебных дел и т.п. Самыми важными функциями клироса были административно-судебные. Прерогативы духовного суда были широкими; кроме имущественных дел, проступков и конфликтов суд ведал делами о разводах. Как судебно-административный орган клирос имел свои канцелярию, печать, архив. Кроме того, члены клироса были обязаны совершать богослужения в соборной церкви (иногда клирошане совершали богослужения в соборе по очереди), вместе с епископом заботиться о содержании при соборной церкви дьячков, диаконов, певцов, об организации и о содержании школ и больниц, участвовать в архиерейских церковных соборах. Важной функцией клироса была забота о материальных интересах церкви, что часто сводилось к управлению имениями кафедры. В XVI в. сформировалась функция управления делами епархии в случае вакантной кафедры (как правило, после смерти владыки; срок управления мог длиться один год). После смерти архимандрита клирос имел право описать имущество монастыря и распоряжаться им до поставления нового настоятеля. Чрезвычайно важным было право капитула поставлять священников на приходы и лишать их служения. Клиросу принадлежали права контроля над нравственностью приходского духовенства и регламентации их доходов. В XVII в. название «клирос» постепенно сменилось на протопопию, поскольку наметилась тенденция к единоличному решению дел главами клиросов. С середины XVIII в. на смену протопопиям приходят духовные правления (консистории). В артикулах Брестской унии ставилось требование признания прав восточных капитулов («крилосов»), а также уравнения их в правах с католическими. В состав клироса униатской церкви входили три городских священника-«крилошанина»: писарь и архидиакон, во главе находился протопоп. Члены капитула принимали присягу на верность епископу. В обязанности клироса входила, прежде всего, прерогатива защиты церковных прав и привилегий, имущества, духовный суд, соблюдение порядка богослужений, управление имениями при вакантной кафедре. Однако перечень прерогатив сузился: капитул перестал быть совещательным органом при епископе. Униатский митрополит Ипатий Потей (1599–1613 гг.) ввёл в своей епархии должность официала, которая ограничила прерогативы капитула. В Вильно местные «крилошане» вместе со Свято-Троицким братством оказывали сопротивление митрополиту, но силы были неравными, поскольку польский король Сигизмунд III Ваза утверждал любые прошения униатского митрополита. При митрополите Иосифе Рутском (1613–1637 гг.) духовный суд в епархиях перешёл под власть официала, однако в так называемой консисторский суд обязательно должны были войти члены капитулов (например, в Бресте суд назывался «судом духовным брестского капитула»). Вследствие церковных реформ в униатской церкви капитул как самостоятельный орган епархиального управления существует номинально (как правило, капитулы упоминаются в связи со смертью епископов). Таким образом, в униатской церкви усилилась власть епископов и епископских чиновников, а также монастырей (василиан).

 



 
PR-CY.ru