КЛИРОС - Страница 4

Наибольшее развитие соборная организация белого духовенства получила помимо Новгорода в Пскове, где ведущую роль в управлении церковными делами кроме владычного наместника играл клироса клирос Троицкого собора. В Юго-Западной Руси в XIV–XV вв. значение клироса, по мнению исследователей, не снижается. Клирошане (например, в Полоцке и Перемышле) выступают в качестве юридических лиц, совершающих от имени епископской кафедры сделки по покупке и продаже недвижимой собственности, владеющих сёлами, землями и монастырями, данными в качестве вклада (Архив Юго-Западной Руси). Сохранились сведения о существовании в XV в. клироса в Вильно, Киеве, Полоцке и Мстиславле. В XVI–XVII вв. клирос функционировал практически при всех епископских кафедрах Киевской православной митрополии: в Перемышле, в Холме, во Львове, в Луцке, во Владимире-Волынском, в Пинске, в Полоцке, а также при митрополичьих кафедрах в Новогородке (Новогрудке) и Вильно. Кроме того, клирос был при соборных церквах в городах, которые являлись вторыми кафедральными: в Берестье (Бресте) Владимирской и Берестейской епархии, в Галиче и Каменце Львовской епархии, в Остроге Луцко-Острожской епархии. Отсутствуют сведения о клиросе при соборных храмах Пинско-Туровской епархии, а также Могилёва и Мстиславля Полоцкой епархии. С восстановлением православной иерархии после Брестской унии и возвращением митрополитов Киевских в Киев в начале 1630 гг. здесь также возобновился клирос при соборе Святой Софии. Постепенно вместо термина «клирос» начинает употребляться обобщающий термин «капитул», или «капитула» (впервые упоминается в привилее короля Речи Посполитой Стефана Батория от 20 июня 1576 г. относительно охраны имущества Владимиро-Волынской кафедры). В последней четверти XVI в. термины «клирос» и «капитула» иногда употребляются как синонимы, но чаще используется последний. В источниках XVI–XVII вв. клирос предстаёт органом епархиальной власти, который вместе с епископом осуществляет управление и имеет широкие полномочия, утверждаемые на разных уровнях: архиерейском, синодальном, государственном. На Виленском соборе 1509/1510 г. было принято правило, согласно которому епископ вершит суд над духовенством епархии «съборне з нашим крылосом». В решении Брестского собора 1594 г. относительно расторжения браков указано, что такие дела должны рассматриваться «с капитулою и с крылошаны». Клиросы формировались, главным образом, из священников городских и пригородных приходов кафедрального города (упоминания об участии в капитулах священников сельских приходов исследователям неизвестно). Выборные священники братских церквей, которые имели ставропигиальные права, находились за пределами капитульной организации (Львов, Вильно, Луцк, Брест). Во главе клироса стоял избираемый пожизненно «крылошанами» протопоп (именуемый также наместником), утверждал его епископ. В грамоте митрополита Макария II об учреждении львовского клироса (1539 г.) отмечается, что его членов судит не один епископ, а духовный суд, в состав которого помимо владыки входили сами же члены клироса.

 



 
PR-CY.ru