КЛИРОС - Страница 3

За взимание большей платы виновные (т.е., судя по контексту, клирошане) подлежали отлучению. Кандидаты в священники обязаны были в течение определённого срока «конархисати» (быть чтецами) в соборной церкви и проходить при ней подготовку к принятию сана, очевидно, под руководством клирошан, плата которым предназначалась, по мнению исследователей, именно за обучение. Об участии в епископском суде клирошан древнерусские княжеские уставы не сообщают, эта функция отведена епископским чиновникам – наместникам и тиунам. Но в вышеупомянутом послании Владимирского епископа конца XIII в. говорится, что «все суды церковные даны законом Божиим и прежними цари и великими князи... то дано клирошаном на потребу», доход от суда которых, по этому памятнику, шёл на благотворительные цели. Здесь, как полагают исследователи, сказалась некая идеальная норма, а не реальная практика епархиального управления. В XIV–XV вв. церковно-административное значение клироса в Северо-Восточной Руси понизилось, что связано с развитием церковно-административного аппарата, в том числе епархиального, состоявшего, в основном, из светских чиновников. К владычным наместникам и десятильникам постепенно переходили функции сбора архиерейских податей и отправления суда. Клиросы в это время известны исследователям в Новгороде, Пскове, Москве, Рязани, во Владимире, в Коломне. В чине поставления во епископа XV в. исследователи отмечают участие клирошан: объявление о вдовстве кафедры совершается митрополитом в присутствии «лучших его клирошан», один из которых впоследствии участвует в избрании нового владыки из кандидатов (с привлечением клирошан совершается хиротония). В Новгороде к первоначальной клиросной организации кафедрального храма добавилась соборная организация белого духовенства, тесно связанная с кончанской городской структурой; таким образом сложилась семисоборная структура во главе с «софьянами». Уставная грамота («Рукописание») Новгородского св. князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича церкви Иоанна Предтечи на Опоках (1120 гг. – XIII в.) предусматривала создание штата соборного духовенства, имевшего общегородскую функцию контроля над «весом вощаным», при том что контроль над мерами веса и длины обычно был в ведении епископских кафедр. Согласно Уставу князя Ярослава «о мостех» (конец XII – XIII вв.), «софьяне» в Новгороде наряду с прочими городскими корпорациями обязаны были участвовать в благоустройстве городской территории – регулярном мощении определённого участка городских улиц. В конце XV – начале XVI вв. Новгородский архиепископ Геннадий (Гонзов) и великие князья Иван III Васильевич и Василий III Иванович выдавали грамоты новгородскому соборному духовенству с регламентацией выплачиваемых «софьянам» податей и пошлин, в частности, «венечных пошлин» с погостов, пошлин от церквей пяти концов на праздники, с подтверждением ведания «софьянами» антиминсами. Клирос мог появляться и при соборных церквах в тех крупных городах, где архиерейская кафедра отсутствовала.

 



 
PR-CY.ru