КЛИРОС - Страница 2

Впервые упоминаются клирошане в Боголюбове и во Владимире-Залесском в связи с гибелью св. князя Андрея Юрьевича Боголюбского в 1174 г. («Полное собрание русских летописей», том 1, том 2). В 1230–1231 гг. впервые в летописи указан клирос ростовского Успенского собора (в связи со встречами в Ростове св. епископа Кирилла II – «Полное собрание русских летописей», том 1). «Зборы вся» в Галиче упоминаются в 1187 г.; как полагают исследователи, речь идёт о соборных организациях духовенства («Полное собрание русских летописей», том 2). В Успенском соборе Владимира-Волынского существование клироса отмечается летописью не раньше 1240 гг. («Полное собрание русских летописей», том 2). Как отметил Ярослав Николаевич Щапов, древнерусские источники дают основание связывать создание клироса не с епископской, а с княжеской инициативой. Таким образом, возникновение клироса связано с распространением в домонгольской Руси ктиторского права, когда ктиторами соборных церквей выступали, прежде всего, князья. В послании не известного по имени епископа Владимирского к одному из сыновей св. князя Александра Ярославича Невского (конец XIII в.) говорится: «Вижь, сыну князь, како ти были великие кьнязи... украсили церковь Божию клирошаны и книгами, и богатили домы великыми, десятинами по всем градом и суды церковными». По Я.Н. Щапову, упоминание в церковном Уставе князя Владимира среди людей, подлежащих юрисдикции епископа, тех, «кто в клиросе», «появилось при создании архетипа Синодально-Волынской группы редакций, т.е. на рубеже XII–XIII вв. или в первой половине XIII в. в Южной Руси, возможно, и в Киеве... Вероятно, в это время клиросы в городах получили значительное развитие». Клирос в XI–XIII вв. представлял собой организацию, «в которую входили священники всех церквей или (если соборов в городе было несколько) группы церквей, он имел и значение коллективного органа управления церквами, а также обладал некоторыми городскими функциями более широкого назначения». Поскольку клиросы были при соборных церквах, исследователи полагают, что первой и основной их обязанностью было совершать ежедневное богослужение, что было отличительной чертой соборов от обычных церквей, где службы совершались только в воскресные и праздничные дни. Кроме того, судя по данным XIV–XV вв., представители клироса сопровождали епископа при освящении им церквей, в том числе в других городах епархии (см., например: Новгородская первая летопись; «Полное собрание русских летописей», том 5). Отрывочные и скудные сведения об административно-судебных и фискальных функциях клироса появляются только во второй половине XIII в. Данные источников позволяют исследователям сделать вывод, что клирошане XIII в. принимали участие в обучении и поставлении кандидатов в священники и диаконы, а также участвовали в церковном (архиерейском) суде. По мнению Б. Н. Флори, клирос «лишь с XIII в. ...выступает как орган управления епархией». Согласно постановлению Владимирского собора 1273 г., «яко же аз уставих в митрополии, да будет се въ всех епископиях: да възмуть клирошане 7 гривен от поповьства и от дьаконьства от обоего».

 



 
PR-CY.ru