КЛИРОС

КЛИРОС – объединение священников кафедральных соборов, состоявшее при епископах Русской церкви в X–XVII вв., орган епархиального управления. В древнерусском языке от греческого слова, обозначающего «клир», «духовенство» (букв. – «жребий») образовались слова «крылос», «крылошане», обозначавшие епископский, кафедральный клир (в научной литературе, как правило, приняты понятия «клирос» и «клирошане»). Кроме того, словом «клирос» первоначально, в домонгольский период, обозначалось место в церкви на предалтарном возвышении кафедрального храма, на котором во время богослужения наряду с певчими стояли и пели священники – члены клироса; позднее клирос в этом значении – северный и южный концы солеи. Институт клироса не был заимствован из Византии, но являлся некоторым аналогом католическому капитулу (capitulum). Есть косвенное свидетельство существования этого института начиная с периода Крещения Руси. Под 989 г. в начальном летописании сообщается, что св. равноапостольный князь Владимир (Василий) Святославич заложил соборную церковь во имя Пресвятой Богородицы и приставил к ней служить «корсунских попов» (греческих священников, вывезенных после взятия византийского Херсонеса в 989 г.) во главе с Анастасом Корсунянином («Повесть временных лет…»). Согласно «Чтению о святых мучениках Борисе и Глебе» преподобного Нестора, митрополит Иоанн I (наиболее вероятное время святительства которого – после 1039 г. и не позднее 1051 г.) «събратися повеле всему крилосу церковному» (т.е., очевидно, духовенству собора Святой Софии в Киеве) и отправился с ним крестным ходом в Вышгород. После возведения в Вышгороде соборной церкви во имя святых Бориса и Глеба при ней был организован клирос: митрополит Иоанн «постави попы и дьяконы, и повеле им пети в церькви святою вечернюю и заутренюю, святую литургию по вся дьни служити. И постави им старейшину». В граффито киевского собора Святой Софии конца XI – начала XII вв. священники-клирошане, названные по именам, выступают свидетелями акта о покупке земли. В Житии преподобного Феодосия Печерского (ум. в 1074 г.) конца XI – начала XII вв. говорится о посмертном чуде исцеления одного священника «от клироса святыя и великыя церкве София», т.е. киевского Софийского собора («Успенский сборник XII–XIII вв.». М., 1971 г.). В 1136 г. клирос появляется одновременно с епископией в Смоленске. В Уставной грамоте св. князя Ростислава (Михаила) Мстиславича говорится: «Се уставляю епископью о немь же епископу быти живу и клиросом своим». Согласно Житию преподобного Авраамия Смоленского, епископ Смоленский святитель Игнатий (ум. раньше 1219 г.) «призва единого от своего честнаго крилоса перваго от старейших протопопу именем Георгии» и поручил ему привести к нему Авраамия. Клирос собора Святой Софии в Новгороде впервые упоминается в 1060 г., когда епископ Лука, умерший по дороге из Киева в Новгород, был погребён в соборе Святой Софии «своим клиросом» («Полное собрание русских летописей», том 4, часть 1; том 42). Тот же клирос, по мнению исследователей, имеется в виду под словом «софьяне» в статье 1194 г. в связи с выборами нового владыки после смерти архиепископа Гавриила (Григория – «Полное собрание русских летописей», том 4, часть 1; том 42). В Новгороде, где в середине XII в. сложилась практика местного избрания кандидатов на архиерейство, «софьяне» принимали в этом активное участие наряду с другими полноправными горожанами.

 



 
PR-CY.ru