КЛИМЕНТ - Страница 4

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Климента отмечается 23 января, но без описания богослужебного последования. Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, служба Клименту 23 января включает: отпустительный тропарь плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, кондак, канон плагального второго (т.е. шестого) гласа, цикл стихир-подобнов, дополнительный подобен на утрене, самогласен и седален; на литургии назначается прокимен Пс. 115:6, аллилуиарий Пс. 131:9, Апостол и Евангелие – дня, причастен Пс. 32:1. В целом такое же последование Клименту зафиксировано в афоно-италийских студийских Типиконах – Типиконе Георгия Мтацминдели середины XI в. и Мессинском Типиконе 1131 г. В различных редакциях Иерусалимского устава, начиная с древнейших (например, XII–XIII вв.), память Климента также отмечается 23 января. Совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря. Состав богослужебного последования Клименту в целом тот же, что и в Типиконах студийской традиции. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. указывается кондак Клименту четвёртого гласа, который помещается в русских рукописных Типиконах начиная с первой половины XVI в. (например, Российской государственной библиотеки), хотя в русских Типиконах XV в. (например, Российской государственной библиотеки) и в первопечатном московском Типиконе 1610 г. содержится иной кондак Клименту – второго гласа; в пореформенном издании Типикона 1682 г., ориентированном на греческие богослужебные книги, помещён только кондак четвёртого гласа, переведённый заново на русский язык. В некоторых русских рукописных Типиконах XVI в. (например, Российской государственной библиотеки) и в первопечатном московском Типиконе 1610 г. (а также в издании 1633 г.) день памяти Климента обозначался знаком, предполагающим совершение шестеричной службы, но начиная с пореформенного Типикона 1682 г. 23 января вовсе перестало обозначаться знаком, т.е. статус службы Климента понизился. Последование Клименту, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак четвёртого гласа с икосом, иной кондак четвёртого гласа (только в русской Минее); канон, составленный Феофаном Начертанным, с акростихом плагального второго (т.е. шестого) гласа, ирмос; два цикла стихир-подобнов (в греческой Минее – только один цикл), две стихиры-самогласна, седален (разные в греческой и русской Минее), светилен. В рукописях сохранились песнопения Клименту, не вошедшие в современные богослужебные книги: анонимный канон без акростиха плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Духовно собравшиеся на память днесь»); икосы к кондакам. Иконографический тип Климента соответствует образу ещё не достигшего преклонных лет епископа. Святой изображается с проседью в волосах, с клиновидной бородой, как правило, средней длины, облачённым в фелонь (иногда крещатую – полиставрий), с омофором. Может быть представлен единолично или в сцене мучения (усекновения головы), благословляющим правой рукой и с Евангелием в левой.

 



 
PR-CY.ru