КЛИМЕНТ - Страница 3

Таким образом, исследователи делают вывод, что ни хронологию Мученичества, ни хронологию, предложенную болландистами, нельзя считать безукоризненными. Византийский историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул упоминает мучеников Климента и Агафангела в «Истории Церкви», называя их величайшими из всех пострадавших за Христа, т.к. Климент и Агафангел в течение многих лет испытали все известные в то время пытки от 11 мучителей в разных городах. Кардинал Цезарь Бароний в примечаниях к Мартирологу пишет, что мучения Климента преувеличены, вероятно, имея в виду, что у Мученичества Климента была историческая основа, но до нас сказание дошло в литературном, несколько утрированном виде. В Константинополе существовал храм во имя Климента, где совершалась память Климента и Агафангела 23 января, – в квартале Евдоксиу (некоторые источники уточняют: «за Анаплом»  – местность на европейском берегу Босфора). По мнению исследователей, точно локализовать этот храм невозможно, поскольку нигде, кроме синаксарей, квартал Евдоксиу не упоминается. Часовня Климента находилась в Большом императорском дворце, была построена при императоре Василии I Македонянине (867–886 гг.). Она находилась близ церкви св. Илии. В часовне хранилась глава Климента и другие частицы его мощей. Кроме того, по сведениям Николая Месарита, митрополита Эфесского (1163/1164 – после 1217 гг.), там же в серебряной раке хранились и мощи Агафангела. В позднейших источниках есть сведения о том, что глава Климента и другие частицы его мощей находились в сокровищнице Святой Софии. Русский паломник Стефан Новгородец сообщает, что видел мощи Климента в Константинополе в церкви св. Константина в 1350 г.; в 1419–1421 гг. иеродиакон Зосима свидетельствует о пребывании мощей Климента в монастыре Филантропос. У исследователей есть также сведения о том, что часть мощей Климента Анкирский митрополит Гавриил передал в 907 г. Константинопольскому патриарху Евфимию II (I), который положил их в основанном им Псамафийском монастыре (близ Золотых ворот в Константинополе). Исследователи полагают, что во время Крестовых походов главу Климента переправили на Запад. Глава Климента упомянута в грамоте Балдуина II (1247 г.). В XVII в. главу выставляли для поклонения в монастыре Валь-де-Грас в Париже. В настоящее время рука Климента находится в монастыре Петраки (Афины), у исследователей есть сведения о том, что частицы его мощей хранятся в афонских монастырях и других монастырях Элладской православной церкви. На Руси наряду с Мученичеством, составленным Симеоном Метафрастом, бытовал перевод дометафрастовского Мученичества Климента (этот текст содержится в Волоколамских Минеях Четьих (первая четверть XV в.), а также в Великих Минеях Четьих). Память Климента отмечается 23 января в древнем иерусалимском Лекционарии V–VIII вв., известном исследователям в грузинском переводе (назначается общее последование «учителям»). В Типиконе Великой церкви IX–XI вв. память Климента также отмечается 23 января; Клименту назначаются два тропаря: плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа и четвёртого гласа; прокимен Пс. 63:11, Апостол (Евр. 10:32-37), аллилуиарий, Евангелие и причастен – по усмотрению служащих.

 



 
PR-CY.ru