КЛИМЕНТ - Страница 5

В греческом иконописном подлиннике «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) в разделе «Святые иерархи: внешний вид их и надписания» описание облика Климента дано рядом с упоминанием о Клименте Римском. Святого предписывается изображать седым старцем «с широкою бородою. В русских лицевых иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) описание облика Климента помещено под 23 января: «...Сед, борода подоле Богословли (апостола Иоанна Богослова), риза крестечная, испод киноварь с белилом, в шапке, амфор и Евангелие, в руке свиток, а в нём написано: “Господи Иисусе Христе, подаждь всем чтущим память мою, богатая Твоя дарования, прощая им прегрешения”». Изображение Климента в лицевых святцах соответствует тексту описания: святой показан в фелони, с омофором, в левой покровенной руке Евангелие, правая отведена в сторону. В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910 г.), составленном Виктором Доримедонтовичем Фартусовым, есть дополнения к иконографии святого: «…Около 48 лет, с остроконечною, средней величины бородой, волосы по плечи, в фелони и омофоре. В руках хартия с изречением…». В Константинополе при императоре Василии I Македонянине (867–886 гг.) в честь святого была освящена часовня в Большом императорском дворце – главной резиденции византийских императоров с IV по XII вв. Такое почитание Климента может косвенно свидетельствовать о том, что его изображение достаточно рано вошло в программу храмовых росписей, заняв место в ряду святителей в алтаре. Отсутствие титулатуры при имени святого не позволяет исследователям точно идентифицировать образ этого Климента, который наиболее часто смешивают с изображением Климента Римского. В церкви святителя Николая Орфаноса в Фессалонике (около 1320 – 1325 гг.) в разных частях алтаря изображены двое святых с именем «Климент» – один идентифицируется исследователями как этот Климент, другой считается Климентом Римским. В церкви Пресвятой Богородицы в монастыре Матейче (1350–1360 гг.) фронтальный поясной образ Климента с Евангелием помещён на северной стене диаконника, рядом со св. Вавилой, епископом Антиохийским, и священномучеником Климентом Римским. В церкви Спаса Преображения на Ильине ул. в Великом Новгороде (1378 г.) фигуру святителя в полиставрии на восточной стене диаконника с остатками надписи «Климент» Герольд Иванович Вздорнов атрибутировал как образ Климента. В церкви святителя Афанасия Великого «ту Музаки» в Кастории (1383/1384 г.) образ Климента (седого старца с небольшими залысинами на лбу, с клиновидной длинной бородой) находится в алтарной зоне на южной стене, в сцене литургисующих святителей (вариант – равноапостольный Климент Охридский). Он изображён в повороте на три четверти влево следующим за Кириллом Александрийским, перед Ахиллием Ларисским, облачён, как и другие епископы, в крещатую фелонь, но в руках держит не свиток, а Евангелие. В церкви св. Таксиархов у Митрополии в Кастории (1359/1360 г.), в росписи вимы, на северном наосе, так же близко от изображения святителя Ахиллия представлена полуфигура в святительских одеждах с именем Климент (исследователи полагают, что это равноапостольный Климент Охридский).

 



 
PR-CY.ru