КЛИМЕНТ - Страница 7

Миниатюра в Императорском минологии на январь (Константинополь, вторая четверть XI в.) буквально следует тексту Мученичества – казнь Климента совершается во время евхаристии в алтаре, усечённая голова падает на престол, окропляя его кровью, за престолом – обезглавленные тела диаконов Христофора и Харитона. В рост вместе с мучеником Агафангелом Климент представлен в Синаксаре (Минеях) из Давидгареджийской пустыни (Афон, 1030 г.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Константинополь, конец XI в.), в Минологии, происходящем из монастыря Саввы Освященного в окрестностях Иерусалима (XIII в.), в греко-грузинской рукописи, так называемой Афонской книге образцов, под 23 января (Российская национальная библиотека, конец XV в.; там же есть ещё один ростовой образ Климента без уточняющей титулатуры, атрибутирован Лилией Михайловной Евсеевой как Климент). В соответствии с днём своей памяти он изображается под 23 января и в настенных минологиях балканских храмов; наиболее часто исследователи встречают сцену мученической кончины Климента вместе с мучеником Агафангелом. На фреске в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.), оба святых стоят на коленях, над их головами занесены мечи, голова Климента усечена. В росписи церкви Успения монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343 гг.), воин, совершив судилище, вкладывает в ножны меч, у его ног обезглавленные тела стоящих на коленях Климента и мученика Агафангела. Та же сцена (по надписи; как полагают исследователи, сцена в алтаре) – в церкви Вознесения монастыря Дечаны (1348–1350 гг.). В рост Климент изображён в церкви Николая Чудотворца в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.). Исследователи отмечают, что отдельные иконы Климента редки (вместе с чтимыми святыми Аверкием Иерапольским и Григорием Просветителем представлен на небольшой иконе из монастыря Дионисиат на Афоне, около 1577 г.), но на минейных иконах на январь его изображение стабильно присутствует, что для исследователей очевидно на примере ряда русских икон, например, первой половины XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен, Германия), вместе с мучеником Агафангелом, в полиставрии; начало XVII в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии); на годовой минее начала XIX в. (Устюженский краеведческий музей). Образ Климента (без мученика Агафангела) включён в состав святых на русских гравированных святцах XVIII в.: на листовой гравюре на январь Григория Павловича Тепчегорского (1713, 1722 гг.) Климент – старец с длинной клиновидной бородой, в фелони, на голове митра, правой рукой он благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие; на гравированном листе святцев на март работы И.К. Любецкого (1730 г.) Климент показан в более традиционной иконографии: клиновидная борода средней длины, волосы с проседью, голова не покрыта, в фелони, правой рукой благословляет, в левой – прижатое к груди Евангелие. В лицевом рукописном Молитвеннике княгини Марии Петровны Волконской-Кикиной, созданном под руководством и при участии академика живописи профессора Фёдора Григорьевича Солнцева (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, 1850 гг.), изображение Климента, вместе с мучеником Агафангелом, старца с клиновидной, ниже средней длины бородой, в крещатой фелони, размещено в части месяцеслова на январь.



 
PR-CY.ru