КЛИМЕНТ - Страница 6

На фреске в старой церкви великомученика Георгия в Кремиковском монастыре (1493 г.), под конхой апсиды, в ряду шести поясных изображений образ Климента (в полиставрии, с закрытым Евангелием в руке) помещён рядом со Спиридоном Тримифунтским, Ахиллием Ларисским и болгарским патриархом Германом. Также в полиставрии Климент изображён в паре с Анфимом Никомидийским мастером Дзордзисом Фукасом в росписи кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне (1547 г.). В росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.) фигура Климента помещена в простенке барабана северо-восточного купола, святой изображён держащим обеими руками закрытый кодекс, левая рука покровенная. Мученичество святых Климента и Агафангела, как наиболее яркий пример страданий ради Христа и упования в немощи на Бога, стало одной из тем иллюстраций Псалтири. Так, в Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Константинополь, 1066 г.) маргинальная миниатюра с изображением Климента и мученика Агафангела отнесена к тексту Пс. 118 (92–95): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моём. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». Имена мучеников подписаны киноварью. Они изображены в повороте на три четверти, руки протянуты в молении, головы обращены вверх к благословляющей их из небесного сегмента деснице Спасителя. Климент облачён в красно-коричневую с золотой разделкой фелонь, у него недлинная клиновидная борода и короткие гладкие седые волосы. Подобно Лондонской Псалтири проиллюстрирован 59-й псалом в Киевской Псалтири (Российская национальная библиотека, 1397 г.), где фигуры святых расположены на полях возле строф 13–14: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческа суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших». Климент изображён с едва проявившейся проседью в тёмных волосах, с густой клиновидной бородой, облачён в охристо-золотистую фелонь. Исследователи предполагают, что Климент представлен на созданном в Константинополе Арбавильском триптихе (резные пластины из слоновой кости, конец X – середина XI вв., Лувр, Париж), где помещён рядом с Иоанном Златоустом на внешней стороне правой створки в верхнем ряду. Образ Климента входит в обширную программу шитых изображений Большого саккоса митрополита Фотия (1410 гг., Византия, музеи Московского Кремля), он представлен в числе других святителей на оборотной стороне левого рукава (второй ряд сверху), в паре с Анфимом Никомидийским. Частица мощей Климента, закрытая металлической пластиной с гравированным изображением святого, включена в состав Кийского креста-мощевика (1656 г., церковь Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва). Климент устойчиво включается в состав святых на лицевых рукописных минеях под 23 января. В мучении (усечение головы) вместе с мучеником Агафангелом он изображён на миниатюрах в Минологии Василия II (Константинополь, первая четверть XI в.); таким же образом – в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития Димитрия Солунского (Фессалоника, 1322–1340 гг.).

 



 
PR-CY.ru