КЛЕАНФ - Страница 8

Вместе с тем Зевс не становится у Клеанфа всецело абстрактным принципом, но остаётся реальным божественным существом, к которому можно обращаться с молитвой. Исследователи по-разному объясняли присутствие в «Гимне к Зевсу» Клеанфа молитвенного раздела, который был важнейшей частью религиозных гимнов, однако часто опускался в философских гимнах, и пытались, исходя из структуры «Гимна к Зевсу», понять его предназначение. По мнению многих учёных, стоическая школа первоначально была отчасти организована по принципу религиозной общины и имела свою обрядность, частью которой могли быть религиозные гимны, воспеваемые во время общих собраний, или симпозиумов. Согласно другой гипотезе, «Гимн к Зевсу» Клеанфа не был самостоятельным сочинением и выполнял функцию «пролога», т.е. стихотворного призывания бога, которым часто открывались крупные литературные произведения; однако это предположение, по мнению исследователей, плохо согласуется с очевидной структурной и тематической цельностью и завершенностью «Гимна к Зевсу». Некоторые учёные вообще отказывались воспринимать молитвенную часть «Гимна к Зевсу» как действительное призывание божества и предлагали видеть в ней отображение в религиозном языке философских убеждений Клеанфа или «искусную литературную аллегорию», посредством которой читатели побуждаются к поиску бога (логоса) в себе самих, «напоминают себе, что их внутренний даймон всегда должен быть в согласии с законом вселенной (логосом)». Независимо от первоначального замысла Клеанфа и возможной обрядовой функции, с точки зрения религиозного и философского содержания «Гимн к Зевсу» Клеанфа, по выражению немецкого филолога Ульриха фон Виламовиц-Мёллендорфа (1848–1931 гг.), является «стоическим исповеданием веры» (stoisches Glaubensbekenntnis), обращённым не только к членам стоической общины, но и ко всем людям. Клеанф создает в гимне «собирательно-обобщённый образ заблудшего, жалкого человечества, к которому, однако, поэт причисляет и самого себя», и в силу этого «личность автора гимна, мудреца, философа, растворяется во всём человечестве», осмысляемом Клеанфом в его бытийном отношении к божественному первоначалу универсума. По мнению исследователей, «Гимн к Зевсу» изначально имел также и миссионерскую цель, способствуя привлечению новых членов в стоическую общину и пропаганде учения стоиков.

 



 
PR-CY.ru