КЛАРА АССИЗСКАЯ - Страница 7

В нарративных циклах святая представлена без атрибутов. Наряду с изображениями Клары Ассизской в рост (примером для них послужил предположительно образ на склонах арки в верхней базилике Сан-Франческо в Ассизи или в капелле Барди церкви Санта-Кроче во Флоренции, 1325 г.) получил распространение тип поясного изображения (часто под полукруглыми или стрельчатыми арками). Ранним исследователи считают образ Клары Ассизской на склоне оконного проёма справа от входа в капеллу св. Мартина Турского нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (художник Симоне Мартини, 1318 г.). Клара Ассизская часто изображается в композициях: рядом со св. Франциском Ассизским среди пророков и блаженных на полиптихе в капелле Барончелли церкви Санта-Кроче во Флоренции (Джотто и мастерская, 1328 г.), у Распятия, у трона Богоматери (запрестольный образ в церкви св. Франциска Ассизского в Пиране (Словения), художник Витторе Карпаччо, 1518 г.). В нижней части композиции алтарной картины «Древо жизни» (художник Пачино ди Буонагвида, 1305 – около 1310 гг., Галерея Академии, Флоренция) Клара Ассизская представлена коленопреклонённой, со свитком. Примеры житийных циклов Клары Ассизской немногочисленны. Их состав сформировался под влиянием иконографического репертуара житийного ряда в церкви Санта-Кьяра в Ассизи, в композициях которого представлены эпизоды жизни святой: Клара Ассизская получает в Вербное воскресенье пальмовую ветвь от епископа Гвидо; возвращение от св. Франциска Ассизского из Порциункулы; пострижение Агнессы; чудо умножения хлебов; явление Пресвятой Богородицы умирающей Кларе Ассизской; папа Иннокентий IV возглавляет церемонию погребения святой. Сокращённый вариант житийного ряда известен исследователям по росписи (с ранней условной датировкой) в церкви Сан-Пьетро-ин-Винеис в Ананьи, с середины XIII в. до середины XVI в. принадлежавшей Ордену кларисс. По мнению некоторых исследователей, роспись восходит к 1255 г., когда Клара Ассизская была канонизирована. Началом XIV в. исследователи датируют выполненную последователями Джотто серию фресок в правом трансепте церкви Санта-Кьяра в Ассизи (сохранились сцены смерти и погребения Клары Ассизской). На витражах из церкви аббатства Кёнигсфельден в кантоне Аргау (Швейцария; около 1360 г., Государственный Эрмитаж) представлены сцены из Жития Клары Ассизской: её решение следовать за св. Франциском Ассизским, пострижение в монахини, постриг Агнессы. Описанный состав житийного ряда иногда дополнялся эпизодом «Изгнание святой Кларой из Ассизи сарацин» (одна из семи житийных сцен, мастерская Михаэля Вольгемута, начало XVI в.). Нередки, по мнению исследователей, случаи выделения этой композиции из единого цикла – миниатюра Дж. П. Бираго в Часослове Сфорца (около 1490 г.); работа неизвестного мастера в церкви Санта-Кьяра в Неаполе (около 1630 г., Государственный музей Сан-Марино); клеймо деревянных дверей (XVI в., нижняя церковь Сан-Франческо в Ассизи). На фрагментах алтаря XV в. (художник Джованни ди Паоло) представлены как устойчиво встречающиеся сцены – св. Франциск Ассизский постригает волосы Кларе Ассизской (коллекция Г. Фульда, Франкфурт-на-Майне), «Чудо с благословением хлеба», где папа Иннокентий IV благословляет стоящую перед ним на коленях Клару Ассизской (собрание картин Йельского университета, Нью-Хейвен), так и редко воспроизводимые композиции, связанные с посмертными чудесами Клары Ассизской, – исцеление ребёнка, растерзанного волками (Музей изящных искусств, Хьюстон), спасение судна от крушения (Музей изящных искусств, Филадельфия).



 
PR-CY.ru