КЛАРА АССИЗСКАЯ - Страница 3

Трижды в неделю, по понедельникам, средам и пятницам, она совсем отказывалась от еды, до тех пор, пока Франциск Ассизский и Гвидо, епископ Ассизи, обеспокоенные здоровьем Клары Ассизской, не предписали ей принимать хотя бы полкуска хлеба в день. Посетивший Ассизи Жак де Витри, епископ Акры, в письме от 1216 г. описывал женщин, вдохновлённых примером Франциска Ассизского: «Однако я обнаружил в этих краях одну вещь, которая доставила мне великое утешение: людей обоих полов, мирян и богачей, каковые, оставив всякое имущество ради Христа, покинули мир. Они называют себя меньшими братьями и меньшими сёстрами и пользуются особым уважением папы и кардиналов… Женщины проживают вместе недалеко от городов и не принимают никаких даров, но живут трудом собственных рук. Они весьма огорчаются и смущаются почтением со стороны клириков и мирян, которое им оказывают вопреки их желанию». Среди церковных иерархов, проявлявших интерес к деятельности женской общины в Сан-Дамиано, был кардинал Уголино деи Конти ди Сеньи, в те годы папский легат в Централной Италии. Он ознакомился с образом жизни нескольких женских общин, стремившихся к новым практикам монашеской жизни, и составил для них устав, за основу которого было взято правило Бенедикта Нурсийского (устав утверждён папой Гонорием III). Впоследствии Клара Ассизская обращалась к папе Римскому Григорию IX с просьбой подтвердить дарованную её общине «привилегию бедности», т.е. право не принимать никакой собственности даже в общее пользование. По мнению исследователей такая привилегия была уже предоставлена папой Иннокентием III (1198–1216 гг.), но Клара Ассизская добилась её подтверждения от Григория IX (17 сентября 1228 г.). Ещё раз она была подтверждена за три дня до смерти Клары Ассизской папой Иннокентием IV, который находился тогда в Ассизи. В конце жизни св. Франциск Ассизский, уже страдая тяжёлой болезнью глаз, провёл несколько дней в окрестностях Сан-Дамиано, где сочинил «Гимн Творения» («Cantico delle Creature»), известный также как «Гимн Брата Солнца» («Cantico di Frate Sole»), который считается первым поэтическим произведением на итальянском языке. Тогда же он составил гимн для Клары Ассизской и членов её общины «Audite poverelle» («Слушайте, бедняжки»); в нём говорится о простой и бедной жизни женщин при церкви Сан-Дамиано. О Кларе Ассизской и её общине достаточно быстро стало известно по всей Западной Европе, в том числе благодаря францисканцам, которые активно занимались миссионерской деятельностью. О Кларе Ассизской узнала Агнесса Богемская, дочь чешского короля Пржемысла I Отакара, которая хотела основать в Праге странноприимный дом и женскую монашескую обитель. Сохранились четыре письма Клары Ассизской, написанные с перерывами в несколько лет. Первое письмо было составлено около 1235 г., когда Агнесса отвергла брачное предложение императора Фридриха II, чтобы принести монашеские обеты. Святая восхваляет отказ Агнессы, говоря о том, что за это ей воздастся на небесах, и она будет иметь честь называться «сестрой, женой и матерью Сына Всевышнего и блаженной Девы Марии».

 



 
PR-CY.ru