КЛАРА АССИЗСКАЯ - Страница 6

Значительную часть посмертных чудес, происходивших у гробницы святой, составляют исцеления бесноватых и припадочных; в материалах канонизационного процесса, на основе которых была составлена вторая книга латинского Жития, сообщается о многочисленных случаях исцеления золотушных и людей с иссохшими или повреждёнными руками. Согласно тексту буллы о канонизации Клары Ассизской, день её памяти устанавливался 12 августа. В Римском календаре, изданном в 1970 г., после второго Ватиканского собора, память Клары Ассизской перенесена на 11 августа. Первым датированным является изображение Клары Ассизской в нижней части алтарного образа в апсиде церкви Санта-Кьяра в Ассизи (художник Бенвенуто да Фолиньо). Святая стоит подле св. Франциска Ассизского и Бенедикты, аббатисы Сан-Дамиано после Клары Ассизской (изображение Бенедикты добавлено после 1260 г.). В этой же церкви в правом рукаве трансепта находится заалтарный образ Клары Ассизской: святая представлена фронтально в рост с крестом в левой руке в окружении восьми житийных сцен (по четыре с каждой стороны средника). Судя по надписи, исследователи сделали вывод, что икона была создана при папе Мартине IV (1281–1285 гг.). На этих образах, ставших основой иконографии католической святой, Клара Ассизская изображена юной девой, с несколько вытянутым овалом лица, невысокого роста, с тонким станом. Клара Ассизская представлена обычно в монашеском облачении (тёмном или светлом) с платом на голове (например, «Богоматерь с Младенцем на троне между св. Франциском и св. Кларой», художника Джованни Батиста Чима да Конельяно, около 1510 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), с лилией (среди восьми святых в бифокальных трёхлопастных стрельчатых арках на фреске в капелле св. Мартина Турского в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, художник Симоне Мартини, 1318 г.), с лилией и книгой – уставом Ордена кларисс (фреска Т. Раньери ди Диоталлеви (д'Ассизи) в церкви Санта-Мария-дельи-Анджели в Ассизи, 1500 г.), с книгой и крестом (в работах мастеров венецианской школы рубежа XV и XVI вв., например, образ Клары Ассизской на створке алтаря, художник Антонио Виварини, XV в., Галерея Академии, Венеция), с крестом (фрагмент триптиха Дзанино ди Пьетро, XV в., Городской музей Риети). На алтарной створке так называемого рейнского мастера интернациональной готики Клара Ассизская впервые изображена с дароносицей в форме пиксиды (середина XV в., Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн); этот тип изображения (форма дарохранительницы варьировалась) получил распространение во второй половине XV – XVI вв. и встречается в работах художественных школ Ломбардии (полиптих Винченцо Фоппы из церкви Санта-Мария-делле-Грацие, 1500–1510 гг., Пинакотека Брера, Милан) и Эмилии (фрагмент полиптиха, вторая половина XV в., Галерея Академии, Венеция), а также представлен на запрестольном образе художника Моретто (Алессандро Бонвичино; около 1540 г., Национальная галерея, Лондон). Все атрибуты Клары Ассизской (лилия, крест, книга, дароносица) изображались на гербе Ордена кларисс (например, гравюра XVII в., Музей капуцинов, Рим).

 



 
PR-CY.ru