КИРИОН III (II), Садзаглишвили - Страница 9

Они были переданы американскому специалисту по международному праву Г. Невинсону. Английская переводчица грузинской литературы Марджори Уордроп и Г. Невинсон обратились к англиканскому епископу диоцеза Гибралтар Уильяму Коллинзу с тем, чтобы он информировал англичан о положении дел Кириона и ситуации в Грузии. По просьбе В.А. Черкезишвили председатель грузино-английского комитета в Лондоне Моррис обратился с ходатайством о судьбе Кириона в Синод Русской православной церкви, а председатель Комитета по защите прав человека в Бельгии Ж. Лоран в марте 1909 г. написал председателю Государственной думы Николаю Алексеевичу Хомякову и просил содействовать облегчению участи Кириона. Н.А. Хомяков связался со П.А. Столыпиным и запросил сведения об обстоятельствах дела (Государственный архив Российской Федерации). П.А. Столыпин ответил, что против Кириона «никаких мер административного воздействия принимаемо не было и никакого производства о высылке его куда-либо в административном порядке не имеется» (Государственный архив Российской Федерации). Обер-прокурор Синода Сергей Михайлович Лукьянов внёс в Совет министров предложение о восстановлении Кириону пенсии в размере 1 тыс. руб., утверждённой 26 августа 1908 г. и отменённой 9 декабря того же года. В июле 1909 г. Синод запросил Министерство юстиции, «к каким результатам пришло предварительное следствие, производившееся в Тифлисе по делу об убийстве экзарха Грузии архиепископа Никона» (Государственный архив Российской Федерации). На основании полученных удовлетворительных сведений Синод восстановил Кириону пенсию, надзор был ослаблен, Кирион периодически мог покидать Санаксарский монастырь: в частности, в феврале 1910 г. он приезжал в Санкт-Петербург «на лечение» (Государственный архив Российской Федерации). Однако грузинская общественность и сочувствующие Кириону на Западе активисты не были удовлетворены его положением. В 1910 г. грузинский историк Михаил Александрович Тамарашвили издал в Риме на французском языке «Историю Грузинской Церкви». На фронтисписе своего сочинения он поместил фотографию Кириона с подписью, что это борющийся за автокефалию Грузинской православной церкви архиерей, который «находится в заточении в одном из монастырей российской глубинки». В 1912 г. Кирион был переведён в Свято-Владимирский монастырь в Херсоне; в 1914 г. он отправил на имя императора ходатайство об освобождении его от надзора и о выдаче разрешения выехать в Грузию. Была удовлетворена первая часть прошения. Кирион был восстановлен в архиерейском сане и 10 января 1915 г. занял кафедру Витебской епархии. 12 марта 1917 г. в грузинском кафедральном соборе Светицховели в древней столице Грузии Мцхете было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской православной церкви. Экзарх Платон (Рождественский) был объявлен лишённым звания, грузинское духовенство и миряне выступили с требованием о возвращении на родину Кирион и об избрании его архипастырем Грузии. Временное правительство предложило Кириону одно из самых престижных мест в иерархии Русской православной церкви – кафедру митрополита Петроградского и Ладожского, однако Кирион отказался. 12 июля 1917 г. он был уволен по собственному желанию от управления Витебской епархией и вернулся в Грузию.

 



 
PR-CY.ru